Интервью

Знание законов — не повод для трудоустройства

Чего ждет бизнес от юридических служб

Знание законов — не повод для трудоустройства
Фото: Marijan Murat/DPA/ТАСС
Наиболее частые жалобы на юридические департаменты компаний со стороны сотрудников, включая топ-менеджмент, связаны с излишней бюрократией, волокитой с согласованиями и низкой доступностью коллег-юристов. Это следует из опроса рекрутинговой платформы hh.ru, с результатами которого ознакомился «Эксперт». Ключевое качество, которое бизнес ценит в юристах, — гибкость и ориентация на поиск оптимальных решений, а не на формальное следование правилам. Преимуществом также станут «гибридные» компетенции.

Трудности перевода

Опрос проводился в апреле — мае 2025 г., и в нем приняли участие 1,8 тыс. сотрудников компаний из различных отраслей и разного ранга — от рядовых специалистов до топ-менеджмента и совладельцев. На излишнюю бюрократию юридических отделов пожаловались 27% респондентов, на долгие сроки согласования — 24%, низкую доступность юристов (долгие ответы на запросы) — 23%.

Бизнес сформулировал запрос на «понятность»: четверть (25%) участников опроса указали на важность объяснений без использования юридического языка, 20% назвали ключевым фактором сближения юристов и других подразделений в компании адаптацию юридической терминологии. Оптимальным форматом взаимодействия с юридическими подразделениями в компаниях 36% опрошенных считают выделение отдельного юриста-куратора, который будет помогать по всем текущим вопросам. 30% опрошенных готовы общаться с юристами в чате, 18% предпочитают регулярные встречи либо созвоны, 13% — выступают за четкие гайды и шаблоны для разрешения типичных ситуаций. Еще 2% опрошенных попали в раздел «другое».

Подавляющее число опрошенных (72%) сообщили, что юристы недостаточно вовлечены в работу компании — либо они «работают отдельно и подключаются по необходимости» (этот вариант ответа выбрали 40%), либо «в основном выполняют поддерживающую роль» (32%). Лишь 28% опрошенных полагают, что юридические подразделения полностью интегрированы в бизнес и активно участвуют в принятии стратегических решений.

При этом 56% респондентов считают, что юротдел должен подключаться на этапе планирования бизнес-идей, а не постфактум в процессе их реализации. Лишь 25% замечают регулярные инициативы юристов по оптимизации процессов в компании. Вовлеченность в бизнес сотрудников юридических служб особенно востребована в IT и финтехе, где 35–40% специалистов считают это приоритетной задачей.

Ролевые игры

Сотрудники подразделений развития бизнеса и маркетинга чаще воспринимают юристов как поддерживающий ресурс, а не как полноценных партнеров — 40% и 42% работников из этих категорий выбрали такой вариант ответа. Бизнес демонстрирует готовность к трансформации: 43% респондентов выступают за сближение юридической функции с бизнесом, а 34% — за гибридную модель (повседневное партнерство при сохранении независимости по «критическим» вопросам). 23% респондентов настаивают на том, что юристы в компании должны выполнять роль независимых контролеров и не участвовать в основных бизнес-процессах.

Ключевым качеством, которое бизнес ценит в юристах, стала гибкость и ориентация на поиск решений проблемы, а не на формальное следование правилам. Этот вариант ответа выбрали 52% респондентов. Требование особенно критично для руководителей: 63% директоров департаментов и 58% CEO выделяют гибкость как приоритетное требование. Второе по значимости качество юрслужб — оперативность (ее отметили 36%), особенно востребованная в таких секторах как продажи, развитие бизнеса и IT. Третье — эффективный риск-менеджмент (35%), который в последние годы становится критически важным для высшего руководства в условиях растущей регуляторной нагрузки (его выбрали 48% директоров). Бизнес ждет от юристов не просто «констатации рисков», а активного предложения альтернативных решений, что пока является слабым местом: 18% сотрудников сталкиваются с категоричностью юристов и отказом искать варианты решения проблемы.

Как показало исследование, бизнес готов к партнерству с юридическими командами, но ждет от них перехода от позиции «стража правил» к роли «проводника возможностей», пояснил «Эксперту» автор методики исследования, директор юридического департамента и комплаенса hh.ru Юрий Донников. «Юристы, способные сочетать правовую экспертизу со скоростью, гибкостью и пониманием бизнес-логики, станут ключевыми игроками в трансформации компаний в условиях новой экономической реальности», — отметил он.

О спросе на клиентоориентированный подход и усиление навыков коммуникации среди юристов ранее говорили и другие представители рынка. Так, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь утверждала, что именно с этими целями компании активнее инвестируют в развитие своих сотрудников и создание благоприятной корпоративной культуры.

Больше, чем юрист

На работу юридических служб в компаниях сейчас влияют три ключевых тренда: цифровизация и автоматизация, спрос на проактивность и развитие внутренних коммуникаций, следует из опроса hh.ru. Так, 15% респондентов видят в цифровизации ключ к интеграции юристов в бизнес. Поэтому работодателям стоит инвестировать в IT-инструменты для рутинных задач (контроль сроков, шаблоны документов, чат-боты), чтобы высвободить время юристов для стратегических вопросов, отмечается в исследовании hh.ru.

С тем, что цифровизация все больше затрагивает правовую сферу, согласен председатель коллегии адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и Партнеры» Андрей Андреев. По его словам, юристам все чаще приходится сталкиваться с электронными доказательствами, онлайн-арбитражами, цифровыми платформами для взаимодействия с судами. «Современный адвокат — не просто специалист по законам, а еще немного айтишник, аналитик и даже кризис-менеджер», — констатировал он.

Спрос на проактивность, как следует из опроса hh.ru, связан со способностью юристов предвидеть риски на ранних стадиях проектов (особенно в разработке продуктов — их отметили 24% респондентов) и предлагать превентивные меры. «Аналитика показывает, что многим работодателям стоит пересмотреть систему kpi юридических департаментов, увязав их с бизнес-метриками», — отметил Юрий Донников.

Улучшение работы юридических служб невозможно без развития внутренних коммуникационных форматов — так, за индивидуальные юридические консультации высказались 47% респондентов. Также нужны короткие вебинары (их выбрали 25%), интерактивные тренинги по юридическим рискам (14%) и регулярная публикация дайджестов правовых изменений (11%).

Андрей Андреев обратил внимание на все большее распространении практики медиации (урегулирование споров при содействии нейтрального посредника. — «Эксперт»), которая требует от бизнеса умения договариваться и плотной работы с юридическими департаментами.

По словам Юрия Донникова, в дальнейшем для юридической работы гибридные компетенции будут цениться выше узкоспециальных: «Спрос вырастет на юристов с пониманием специфики отрасли, навыками коммуникации и бизнес-мышлением».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 18 сен 00:30
РСПП предложил Минфину доработать механизм федерального инвестиционного вычета
Экономика, 1 сен 21:00
Экономисты выяснили, как поднять рождаемость в России
Экономика, 27 авг 13:04
Аналитики прогнозируют усиление дефицита руководящих кадров к 2030 году
Экономика, 18 авг 12:00
Как платформа «Мой экспорт» укрепляет позиции экспортеров
Свежие материалы
Почему курс рубля продолжает укрепляться?
Двухмесячный максимум на фоне пониженного валютного спроса
Танец должен поддаваться осмыслению
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века