По экспертным оценкам, за пять лет численность трудоспособного населения в России может сократиться на 3–4 млн человек, в то время как потребность в инженерно-технических кадрах как с высшим, так и со средним профессиональным образованием будет расти на 7–18% в год, заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на заседании комиссий Госсовета по промышленности и кадрам в ноябре.
А дальше на рынке труда будет происходить смена поколений, которая уже сегодня ставит перед специалистами по профориентации сложные задачи. «В ближайшие 15–20 лет на трудовой рынок будет выходить поколение альфа — молодые люди, родившиеся после 2010 года, в цифровую эпоху. Их фокус внимания, способы обучения, мотивация будут отличаться от того, что было присуще предыдущим поколениям. Необходимо уже сейчас разрабатывать подходящие для них методики и применять их на практике», — говорит заместитель гендиректора Трубной металлургической компании (ТМК) по управлению персоналом—директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.
Что дает ранняя профориентация
Промышленные компании охватывают системой подготовки детей от самого младшего возраста до момента прихода в профессию. Это потребность времени, уверена Елена Позолотина.
В ТМК оператором профориентационной работы выступает Корпоративный университет TMK2U, которому в 2025 году исполнилось восемь лет.
В детских садах, расположенных рядом с крупными предприятиями компании, с прошлого года действуют специальные профориентационные программы для малышей
Сотрудники предприятий в увлекательной форме рассказывают детям о металлургии: устраивают игры и конкурсы, возят воспитанников на экскурсии в корпоративные музеи.
ТМК2U, давно работающий не только со студентами, но и со школьниками, расширяет свои профориентационные программы на все более юную аудиторию. Университет, создавший с момента открытия в 2017 году более 840 обучающих программ и 630 электронных курсов по развитию управленческих, профессиональных, коммерческих компетенций и подготовке рабочих профессий, внимательно следит за тенденциями на рынке труда и адаптируется к ним, рассказывает Елена Позолотина.
Одно из направлений развития — внедрение в образовательные и профориентационные программы современных технологий, в том числе цифровых: визуальной информации, интерактивных виртуальных программ. В этом году университет запускает открытое профориентационное мобильное приложение «Up2Uпрофи» для старшеклассников и студентов профессиональных и высших учебных заведений. «Мы рассчитываем, что такие решения повысят интерес молодежи к современной промышленности», — говорит директор Корпоративного университета ТМК2U.
Уже сейчас можно заметить, что дети, участвовавшие в детсадовских профориентационных проектах, в школе проявляют свои знания профессии и предприятий, интересуются металлургией и настроены участвовать в тематических занятиях, продолжает эксперт: «Такие ребята более мотивированны, и это видно по дальнейшему общению, они легче воспринимают информацию и делают с нашей помощью более осознанный выбор в профессии».
В десятках подшефных ТМК школ ученики с первого по четвертый класс с помощью игр, визуального контента, работы с конструкторами продолжают изучать металлургические профессии и производство. У школьников с первого по девятый класс есть возможность «примерить» профессии на себя с помощью профориентационных мультипликационных фильмов, лабораторных занятий, в том числе на производстве.
Важно и то, что профориентационные программы компании нацелены и на родителей, отмечает Елена Позолотина. Мам и пап важно убедить в том, что работа на предприятиях ТМК — хорошее будущее для их детей потому, что это престижно, современно и перспективно.
С учебной скамьи за трудовым опытом
К 2025 году программа профориентации ТМК работает в пяти регионах, в ней задействовано 100 школ, свыше 30 ведущих отраслевых вузов страны и 20 ключевых колледжей
У студентов профильных вузов есть возможность обучаться по 15 образовательным программам, разработанным при участии специалистов ТМК2U в соответствии с отраслевыми стандартами.
Ежегодно в профориентационных и образовательных мероприятиях компании участвует более 20 тыс. школьников и свыше 15 тыс. студентов. Из них 2,5 тыс. человек обучаются по программам федерального проекта «Профессионалитет». Лучшие выпускники проходят стажировки и получают предложения работы на предприятиях ТМК.
Показатели по трудоустройству студентов и выпускников колледжей и вузов в ТМК в 2022–2024 годах демонстрировали устойчивый рост, говорит Елена Позолотина. В 2024-м работу на предприятиях компании получили на четверть больше выпускников со средним профессиональным образованием и на 15% больше — с высшим, чем в 2022-м. В этом году практику на предприятиях компании прошли 2 тыс. студентов, и свыше 2,5 тыс. выпускников ссузов и вузов были трудоустроены, отмечает эксперт: «За восемь лет работы ТМК2U наша профориентационная программа из корпоративного проекта преобразовалась, по сути, в систему подготовки кадров для всей отрасли на уровне регионов и формирования кадрового резерва — на федеральном уровне».
Профориентационная работа позволяет не только обеспечить промышленность кадрами и сформировать востребованные образовательные программы. «Мы видим свою миссию шире — изменить представление о рабочих профессиях и показать, что регионы и города, в которых находятся наши предприятия, могут стать для них пространством развития и самореализации. Именно здесь они могут раскрыть свои возможности и использовать свой потенциал, чтобы отечественная промышленность вышла на новый уровень», — считает Елена Позолотина.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag