Интервью

АРБ ищет конкуренцию

Малые банки недовольны успехами больших

АРБ ищет конкуренцию
Фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС
Участники дискуссии Ассоциации российских банков (АРБ) «О конкуренции в банковской сфере РФ: текущее состояние и перспективы», прошедшей на минувшей неделе, говорили о том, что фактическая монополия банков с госучастием мешает честной конкуренции в регионах. Для создания равных конкурентных условий АРБ предложила установить лимит госучастия в банковском капитале не более 50%. Однако в ЦБ это предложение посчитали неактуальным и в «Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора» оно не попало.

«Конкуренция является необходимым условием развития банковского сектора, всего финансового рынка и экономики в целом. В условиях нездоровой конкуренции многие банки, которые имеют и свою нишу, и аудиторию, часто ставятся в такие условия, когда они не выдерживают давления и уходят с рынка», — говорит президент АРБ Гарегин Тосунян. Он обращает внимание, что, хотя темпы отзыва банковских лицензий в последние годы существенно сократились, за последние пять лет количество кредитных организаций уменьшилось на четверть. Сейчас это 321 банк, в начале 2018 г. был 561 банк.

Глава АРБ считает, что число финансовых организаций сокращается из-за того, что большая часть активов банковской системы сконцентрирована в нескольких госбанках. По расчетам АРБ, на конец II квартала 2024 г. на группу банков с госучастием приходилось 74,6% активов всей российской банковской системы.

По данным Банка России, на первую десятку крупнейших банков приходится почти 79% активов и более 70% всей прибыли банковского сектора. На банки же за пределами первой сотни (это 220 банков) приходится всего 1,6% активов банковской системы. По данным рейтингового агентства «Эксперт», за 4 года (2020–2024) доля региональных банков в активах банковского сектора упала на 2% (с 4,9% до 2,9%), а банки топ-10 за тот же период выросли с 74,8% до 79,0%.

Такие диспропорции могут нести серьезные риски не только для банковской системы, но и для экономики, так как являются следствием и производной нездоровой конкуренции, считает Тосунян.

При этом тема использования преимуществ региональных банков не получила своего развития на уровне доктринальных документов, например документа ЦБ «Основные направления развития финансового рынка РФ». Глава АРБ отмечает, что подраздел «Содействие конкуренции на финансовом рынке» и вовсе исчез из последней редакции документа.

В АРБ составили по данным ЦБ «тепловую карту» конкуренции за 5 лет (2019–2024). В числе наиболее горячих направлений, где конкуренция всю пятилетку недостаточна или вовсе отсутствует, — ипотека, платежи и переводы по картам и банковский эквайринг. Все эти сегменты фактически монополизированы крупными игроками с госучастием.

В качестве главной причины успеха крупных госбанков исполнительный вице-президент АРБ Павел Неумывакин называет монопольную ренту, позволяющую лидерам расти быстрее рынка за счет большого заработка. Он приводит пример Сбербанка, который фактически монополист пенсионных выплат и бюджетных потоков. На прошедшей этим летом дискуссии о конкуренции на Финансовом конгрессе Банка России банк ВТБ назвал эту монопольную ренту «кощеевой иглой», позволяющей Сберу сохранять свое лидерство.

Монопольное положение крупных банков вредит не только сектору, но и потребителям, считают в АРБ. Это переплата за услуги (необоснованные комиссии) и злоупотребление доверием (пакетные предложения и сложные тарифы). Неумывакин приводит пример мисселинга (некорректные продажи и навязывания страховки), который практически системно вошел в арсенал продаж крупных банков как при продаже кредитов, так и при открытии депозитов.

Для повышения конкуренции в банковском секторе еще в 2022 г. АРБ предложила осуществить реформу путем перехода к «трехуровневой» банковской системе, где отдельно выделяются системно значимые кредитные организации (СЗКО) и банки с госучастием, институты развития по направлениям (Дом.РФ, МСП Банк и т. п.), а также регионально значимые банки как опорные финансовые институты в регионах своего присутствия.

Другое предложение АРБ касается ограничения участия государства в банковском капитале: не более 50% к концу 2030 г. с разработкой детального плана реализации поставленной цели.

Свои предложения АРБ отправляла в Банк России с 2022 г. неоднократно. В ЦБ сначала эти инициативы отвергли, а потом ответили уклончиво, что «Банк России вернется к проработке вопросов совершенствования модели функционирования банковского сектора в новых экономических условиях, в том числе с учетом инициатив участников рынка после стабилизации экономической ситуации» (переписка АРБ и ЦБ размещена на сайте АРБ).

На запрос «Эксперта» в Банк России о возможной реализации инициатив АРБ для снижения банковской конкуренции, регулятор ответил, что все приоритетные направления работы Банка России по созданию условий для развития потенциала малых и средних банков отражены в документе «Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи». «Эксперт» ознакомился с последней редакцией этого документа, размещенной на сайте регулятора. Предложений АРБ в нем нет.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Россияне за границей не могут получить свои деньги
Финансы, 29 дек 11:00
Кредитные организации по итогам года заработают 4 трлн рублей
Финансы, 27 ноя 18:41
Прибыль банков выросла в октябре благодаря резервам и инвестициям
Финансы, 18 ноя 11:08
Аналитики оценили риск появления пузыря и маржинальных потерь банков
Свежие материалы
Президент поменяется, а санкции останутся
Зачем Минфин США повторно внес в SDN-лист российские компании
Как меняются тренды в ПИФах
Бурный рост открытия новых инструментов из ЗПИФов перешел в биржевые фонды
Россия и Иран установили сердечные отношения
В мире,
Зачем иранский президент приезжал к российскому