Страховые компании собрали в I квартале 2025 г. 845,4 млрд руб. страховых премий, что в 1,5 раза больше уровня годом ранее. Почти весь рост, как и в 2024 г., обеспечили инвестиционное и накопительное страхование жизни (ИСЖ и НСЖ) — их доля превысила 50% рынка. Остальные сегменты в совокупности увеличились на 2,1%, говорится в документе. Всего страховщики выплатили 602,5 млрд руб. (рост более чем в 2 раза к/к) в основном по продуктам ИСЖ и НСЖ.
ИСЖ — вид страхования жизни, при котором страховая компания инвестирует часть полученных от страхователя денег в финансовые инструменты с учетом предпочтения клиента. По истечении срока договора, если страховой случай не наступил (то есть клиент не умер), страхователю возвращаются внесенные средства и часть инвестиционного дохода, размер которого обычно не гарантирован.
НСЖ — вид страхования жизни, при котором, как правило, страхователь вносит регулярные платежи, которые инвестируются по усмотрению страховщика (обычно в депозиты). По окончании срока договора в отсутствие страховых случаев клиент получает всю сумму внесенных средств и процент от дохода.
Объем взносов по НСЖ в I квартале 2025 г. составил 229,5 млрд руб., что на 85% больше показателя годом ранее, но в 3 раза ниже исторически рекордного IV квартала 2024 г. Наибольшим спросом среди страхователей по-прежнему пользовались полисы с более короткими относительно классических программ сроками (до 1 года). Уменьшение взносов по НСЖ по сравнению с октябрем — декабрем 2024 г. ЦБ объясняет устранением налоговых преимуществ этих инструментов по сравнению с банковскими депозитами.
Сборы в сегменте ИСЖ в I квартале 2025 г. выросли почти в 4 раза г/г и на 10% к/к, до 206,6 млрд руб. Наибольший прирост премий (47%) наблюдался по договорам со сроком более 10 лет. При этом свыше 88% заключенных договоров предусматривали защиту капитала менее 5%, то есть клиенты были готовы потерять свыше 95% внесенных средств при неблагоприятном движении инвестиционных активов.
«Уровень защиты капитала, судя по статистике, не является ключевым аргументом. Для самых консервативных клиентов всегда открыты опции размещения депозитов или приобретения ОФЗ. Но при этом никого не удивляют инвестиции в акции, где, строго говоря, ничто не мешает потерять вообще все вложения при банкротстве. Не надо забывать, что на страховые продукты приходится крайне малая доля от всех инвестиций. Объемы несравнимы с вложениями в депозиты и заметно меньше вложений в фондовый рынок», — прокомментировал «Эксперту» этот факт главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
«У каждого инвестора своя толерантность к риску: для кого-то приемлемы только безрисковые вложения, кто-то готов принимать большие риски. В целом чем надежнее защита капитала, тем меньше возможность заработать, так как для обеспечения высокой степени защиты капитала нужно почти все средства инвестировать в безрисковые инструменты с фиксированным доходом. Чем выше риск, тем выше и потенциальная доходность», — добавляет управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.
В обзоре отмечается, что впервые со II квартала 2020 г. наблюдалось сокращение взносов по автокаско — на 2,4% г/г, до 69,6 млрд руб. Это объясняется падением продаж новых автомобилей на четверть и объемов выданных автокредитов более чем вдвое в годовом выражении. При этом выплаты выросли почти в 1,5 раза в результате повышения стоимости ремонта из-за удорожания автозапчастей, а также рост количества страховых выплат вслед за притоком заключенных ранее договоров. Средняя страховая выплата по полисам автокаско по итогам I квартала 2025 г. увеличилась на 14,6% г/г. Однако в любом случае пока этот вид страхования остается очень рентабельным — объем выплат был меньше суммы взносов на 30%.
Не остаются внакладе страховые компании и в сегменте ОСАГО. За январь — март 2025 г. они собрали по этому виду 74 млрд руб., а выплатили лишь 52 млрд руб. При этом регулятор отмечает, что средняя страховая премия за отчетный период сократилась на 0,9 тыс. руб. г/г, до 7,4 тыс. руб., в значительной степени за счет появления краткосрочных полисов с низкой стоимостью, а также из-за усиления конкуренции на рынке. При этом средний размер выплаты по классическому полису ОСАГО обычного автовладельца увеличился на 15,8%, до 105,3 тыс. руб.
Борис Копейкин не считает, что наблюдающееся практически всю историю российского страхования превышение сборов по автострахованию над выплатами, свидетельствует о завышении тарифов: «Стоимость полисов КАСКО определяется исключительно рыночной конкуренцией, а страховых компаний у нас более 130. Кроме выплат страхователям, компании несут и административные издержки. В условиях повышенной инфляции сравнение выплат и премий в рамках года может быть не совсем корректным. За выплатой в большинстве случаев клиент может обратиться в течение календарного года после приобретения полиса, а цены на запчасти и ремонтные работы растут. Снижение аварийности поддержало финансовые результаты страховщиков. Но не факт, что тенденция будет устойчивой на фоне старения автопарка».
Рост бизнеса и процентных доходов, а также положительная переоценка финансовых вложений привели, по данным ЦБ, к увеличению совокупной прибыли сектора в I квартале на 55% г/г и на 13% к/к, до 153 млрд руб. При этом рентабельность капитала (ROE) составила огромные 32,7% — это лучший показатель с 2019 г. Для сравнения: совокупная ROE банковского сектора в апреле была зафиксирована на уровне 16,9%.
«На рост показателей рентабельности страхового рынка в значительной степени повлияли высокие процентные ставки, а также восстановление фондового рынка (положительная переоценка ценных бумаг), так как страховщики обладают крупным капиталом и страховыми резервами, которые они инвестируют как в депозиты, так и в облигации и другие инструменты фондового рынка», — заявил «Эксперту» Алексей Янин.
Страховщики продолжали платить посредникам очень высокие комиссионные, средний размер которых при классических продажах составил 9,7%, а при электронных — 10,3%. «Комиссии посредникам для компаний, входящих в финансовые холдинги, центром которых являются банки, часто становятся способом перераспределения доходов», — отмечает ЦБ. «Уровень комиссий определяется спросом и предложением. Рынок конкурентный, и, судя по данным ЦБ, страховщики расходы на посредников продолжают успешно сокращать, хотя продают через них большую часть продуктов», — отмечает Борис Копейкин. «Банки — это самый главный канал продаж страхования жизни, именно там происходит основной контакт между продавцом и потенциальным покупателем продукта. Банки, как и страховщики, хотят зарабатывать на продажах любых своих продуктов, бесплатно никто не работает, поэтому рынок в итоге нашел точку равновесия и пришел к тем средним показателям комиссии, которые на нем сложились», — добавляет Алексей Янин.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag