Положительный эффект низкой базы
В середине июня Банк России обнародовал результаты деятельности операторов платформенных сервисов за 2023 год и первый квартал 2024-го. Объем сделок, совершенных с помощью операторов финансовых платформ (ОФП), растет: c первого квартала 2023 года по первый квартал 2024 года на финансовых платформах было совершено сделок на 149 млрд руб., из которых 59,8 млрд приходится на первый квартал текущего года.
Как пишет Банк России в своем обзоре, это связано с динамикой повышения ключевой ставки ЦБ во втором полугодии 2023 года.
Хотя полученные в 2023-м результаты регулятор называет рекордными, он связывает их с эффектом низкой базы. Общее количество зарегистрированных клиентов ОФП по состоянию на конец марта составило 1,96 млн лиц и за год выросло в 11 раз. Через девять ОФП можно приобрести продукты 69 кредитных организаций — за год добавилось 20 финансовых партнеров. «Финансовые маркетплейсы постепенно перестают быть выбором только новаторов», — отмечает глава ОФП «Банки.ру» Динара Юнусова.
Финансовая инфраструктура
С инициативой создания единого финансового маркетплейса впервые выступило руководство Банка России еще в 2017 году. По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, основной задачей новой структуры было развитие финансовых технологий и создание национальной финтех-инфраструктуры. Главная инновация заключалась в удаленной идентификации клиента, что было флагманским направлением работы Ассоциации развития финансовых технологий (Ассоциация «Финтех»).
Строительство новой онлайн-инфраструктуры должно было происходить на рыночных принципах, то есть без вложений со стороны государства. «Оператор финансовой платформы — серьезная инфраструктура, которая требует инвестиций: финансовых и временных. Тем же бюро кредитных историй потребовалось около семи лет, чтобы начать полноценно работать от момента принятия закона об их создании. Любые инфраструктурные решения на финансовом рынке — это игра вдолгую», — говорит генеральный директор Открытого финансового маркетплейса (ОФМ) Даниэль Зеленский, в прошлом возглавлявший бюро кредитных историй Сбербанка. По его словам, в инфраструктуру и развитие продукта ОФМ уже инвестированы сотни миллионов рублей. Он называет операторов финансовых платформ новой сущностью финансового рынка, теми, кто в будущем демократизирует отношения между клиентами, финансовыми организациями, автодилерами, розничными сетями и маркетплейсами, как это было с Системой быстрых платежей (СБП), в корне изменившей клиентское отношение к межбанковским переводам физлиц.
Как все начиналось
Первоначально продуктовая линейка финансового маркетплейса включала в себя всего четыре продукта: банковские вклады, корпоративные и государственные облигации и полисы ОСАГО. Тестирование нового формата финансовой инфраструктуры шло через проект ЦБ «Маркетплейс» с 2018 года. В «пилоте» участвовали три электронные платформы: «Финуслуги» от Мосбиржи (открытие банковских вкладов и продажа полисов ОСАГО), «ВТБ Регистратор» (продажа внебиржевых облигаций) и спецдепозитарий «Инфинитум» (дистрибуция паев ПИФов).
Также в новую инфраструктуру вошла платформа регистратора финансовых сделок, которая аккумулирует и фиксирует все сведения о сделках, совершенных на финансовых платформах. Как и в случае с кредитными историями, клиент может получить выписку о всех совершенных им на финансовых платформах операциях для использования в качестве юридически значимой информации, например в судах.
Все это время шла разработка профильного закона, который, по заявлениям Банка России, должен был законодательно закрепить имеющиеся финтех-решения и защитить интересы потребителей.
Однако именно то, что являлось главным конкурентным преимуществом финансовых платформ, стало же и главным камнем преткновения — вопрос идентификации клиентов-физлиц
Принятие разработанного проекта закона затянулось из-за необходимости согласовать этот вопрос с требованиями FAFT — межправительственной организации по борьбе с отмыванием средств. Без этого проект отказывался поддерживать Росфинмониторинг. Все банковские продукты, связанные с движением денег частных лиц, должны соответствовать его стандартам.
Новый закон о статусе операторов финансовых платформ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» № 211-ФЗ был наконец принят летом 2020 года. Продукты и услуги через финансовые маркетплейсы могли получить онлайн только клиенты-физлица, но не индивидуальные предприниматели.
В сентябре 2020 года заработал Регистратор финансовых транзакций. Все условия для развития новой финансовой онлайн-инфраструктуры были созданы.
Исключительно добровольным путем
Рынок финансовых платформ наполнялся медленно. Сейчас в реестр финансовых платформ входит всего девять компаний. При этом за четыре неполных года его существования уже две компании выбыли из списка, в том числе одна из первых платформ — спецдепозитарий «Инфинитум». Хотя, как соглашаются сами представители Банка России, выход из реестра, как и вступление в него, является делом добровольным и происходит по заявлению самой платформы.
Для сравнения: список участников смежного с ОФП реестра операторов инвестиционных платформ (ОИП), которые предлагают услуги краудлендинга, почти в девять раз больше. На конец марта в нем фигурировало 84 компании, а выбыло из реестра за все время только 9. Более близкий к ОФП оказался реестр операторов информационных платформ, выпускающих цифровые финансовые активы: там 11 участников, но из реестра за все время существования не выбыл ни один участник.
Впрочем, разгадка тут проста, и кроется она в законодательстве и требованиях к операторам ОФП и ОИП. Для операторов финансовых платформ в законе был прописан собственный капитал минимум 100 млн руб., для работы инвестиционной платформы было достаточно 5 млн руб.
Если сравнить два закона — об операторах финансовых платформ (ФЗ-211) и об остальных финансовых платформенных сервисах (ФЗ-259), то можно заметить, что у последних больше свободы и разрешенного функционала. ОИП и ОИФ могут вести брокерскую и дилерскую работу, управлять ценными бумагами, быть депозитарием и вести реестры владельцев ценных бумаг. Операторы финансовых платформ не могут совмещать свою работу с другой финансовой деятельностью.
На практике это означает, что финансовые платформы могут быть только провайдерами чужих финансовых продуктов и услуг, а операторы инвестиционных и информационных услуг вполне могут быть частью действующих инвестиционных и управляющих компаний
Единственным исключением из этого правила можно назвать платформу «ВТБ Регистратор», который является единственным в России оператором сразу двух платформ: финансовой, где котируются небиржевые финансовые продукты (облигационные займы субъектов РФ, корпоративные облигации), и инвестиционной.
Разрешено, что не запрещено
Наличие специального реестра ЦБ не спасло его участников от конкуренции с «внереестровыми» сайтами-агрегаторами, которые часто путают с платформами.
В итоге все равно произошло смешение понятий, ведущее к неразличению операторов платформ, которые прошли все круги согласования с регулятором за право так называться, и агрегаторов финансовой информации, которые этого не делали, а просто собирают клиентские заявки (лиды), перенаправляя их к собственно кредитным организациям. Хотя разница между агрегаторами и платформами и составляет суть работы финансовой инфраструктуры.
Как объясняет Даниэль Зеленский, использование агрегатора не предполагает заключения через него сделки — клиент может получить только предложение банков, но вынужден напрямую контактировать с каждым из них. Работа оператора финансовой платформы предполагает заключение сделки в едином контуре. Это транзакционная, а не лидогенерационная модель, отмечает Зеленский.
Смешение понятий «агрегатор» и «финансовая платформа» признают и в самом Банке России. В отличие от операторов финансовых платформ, агрегаторы ЦБ не подконтрольны даже в плане мониторинга того, как и куда они перенаправляют клиентский трафик, собранный для банковской лидогенерации. Еще осенью 2021 года Эльвира Набиуллина предлагала ввести для них обязательную регистрацию с целью дальнейшего мониторинга возможных нарушений конкуренции на рынке финансовых услуг и контроля за ранжированием и выдачей предложений по клиентским запросам. Но для этого нужно было придумать правовое обоснование.
Желание Банка России наблюдать за агрегаторами, которые ничего не продают и продавать не могут, но собирают предложения, закономерно и своевременно. В отчете «Медиалогии» за 2023 год «Топ финансовых маркетплейсов» по замеру упоминаний в массмедиа из 12 лидеров только 8 являются ОФП. Четыре участника рейтинга, которые называют себя «финансовыми маркетплейсами», при высоких показателях медиаиндекса и цитируемости в СМИ никак не связаны с регулятором. Такие результаты показывают, что независимые от ЦБ агрегаторы держат солидную долю пользовательского трафика.
Например, в тройку лидеров финансовых маркетплейсов входит агрегатор «Выберу.ру». Согласно отчету «Медиалогии», его медиаиндекс в полтора раза выше, чем у старожила рынка платформы «Финуслуги» — 45 479 против 28 323.
Иногда функции агрегатора и финансовой платформы соединяют сами операторы, так как это позволяет брать качеством и количеством, предлагая клиенту выбор по всему спектру продуктов единым списком.
Глава ОФП «Банки.ру», Динара Юнусова говорит, что в январе 2024 года уже 18% от общего числа заявок по вкладам приходилось именно на маркетплейс (ОФП) — за три месяца 2024 года удалось превысить показатель 2023 года на 50%. В общей сложности за 2023 год через сервисы финансовой платформы было оформлено порядка 200 тыс. вкладов на сумму более 200 млрд руб.
В настоящее время свои кредитные продукты и депозиты продают онлайн через платформу 15 банков. Раздел «вклады с онлайн-заявкой» содержит 1545 предложений от 258 банков. Те из них, что можно оформить онлайн через ОФП, имеют специальную маркировку.
ДЕТАЛИ
Онлайн после личной встречи
Существенно тормозит развитие финансовых платформ и то, что изначально анонсированное онлайн-обслуживание клиентов-физлиц пока так и не запущено. На старте проекта финансового маркетплейса ЦБ заявлял, что клиенту будет достаточно полной учетной записи на «Госуслугах», чтобы пройти верификацию со стороны платформы и приобрести все необходимые финансовые услуги онлайн.
Однако на практике, которой уже три года, идентификация физлица происходит не в один, а в два этапа. После получения данных клиента через «Госуслуги» даже с полной записью при отсутствии биометрии необходима дополнительная верификация.
Автор текста зарегистрировалась на двух финансовых платформах — «Финуслуги» и «Банки.ру» — и прошла подтверждение идентификации через «Госуслуги». На обеих после подтверждения данных через «Госуслуги» было предложено пройти процедуру установления личности через очную встречу с представителем платформы. Правда, на этих платформах могут не проходить второй этап клиенты Альфа-банка и Т-банка с подтвержденным банковским ID.
До перехода на вторую ступень идентификации клиенту доступны только инвестиционные продукты и покупка ОСАГО. Открыть банковский вклад на обеих платформах можно только после прохождения второго этапа идентификации.
Банк — финтеху голова
При существующих правилах работы конкуренции между банками и финансовыми платформами не существует. К ОФП обе профильные банковские ассоциации — Ассоциация российских банков (АРБ) и «Россия» — относятся положительно. «Для банка финансовые платформы — это просто новый канал продаж. Банковская отрасль достаточно зарегулирована, чтобы придумывать тут что-то новое», — считает глава АРБ Олег Скворцов.
По мнению Скворцова, сравнение процессов финансовой платформизации с «уберизацией» не вполне правомерно. «Банковские продукты — это сложные решения, их некорректно сравнивать с односоставными услугами вроде такси. Сравнивать депозиты и кредиты только по ставкам можно, конечно, но есть свои нюансы по дополнительным условиям. Чтобы выдать деньги, банк сначала рассматривает заявку каждого клиента по многим параметрам. Да, некоторая „уберизация“, или „яндексация“, присутствует, но это скорее витрина продуктов», — объясняет Скворцов, добавляя, что в некоторых сегментах, например для VIP-клиентов, такая платформизация не подходит.
Председатель совета банковской ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков говорит, что платформы за счет работы с большим кругом банков в определенной степени решают важную задачу повышения доступности финансовых услуг, скорее помогая, чем мешая конкуренции.
Директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт компании «Яков и партнеры» Илья Иванинский говорит, что «сейчас в сегменте B2C пространства для финтеха в банковской сфере немного, потому что качество банковского сервиса очень хорошее».
На одной платформе
Так кому все-таки нужен платформенный сервис в текущем формате? Конечно, в первую очередь банкам с небольшой сетью физического присутствия, так как ОФП помогают им продать свой продукт в любом регионе России. Однако если в прошлом году подключением к финансовой платформе больше интересовались небольшие региональные банки, то в начале текущего года появился интерес и среди крупных игроков, говорит Юнусова. По ее словам, присутствие на ОФП помогает снижать издержки клиентского обслуживания и экономить на внутренних банковских процессах. Сейчас с платформой «Банки.ру» сотрудничают три региональных банка — из Удмуртии, Татарстана и Свердловской области.
Хотя среди региональных банков есть и такие, что не рассматривают платформы как канал продаж. Зампред правления рязанского Прио-Внешторгбанка, член совета АРБ Михаил Волков рассказал, что продажа продуктов через ОФП не соответствует бизнес-модели банка и не входит в стратегические планы. «Для наших заемщиков, среди которых много предпринимателей, и вкладчиков мы стараемся быть домашним, близким банком», — говорит он.
ОФП как часть финансовой инфраструктуры могут быть хорошими партнерами по кросс-сотрудничеству с другими маркетплейсами и везде, где можно оптимизировать путь клиента. Например, ОФМ как платформа сотрудничает с автомобильным маркетплейсом FRESH для продажи автомобилей, выполняя функции инфраструктуры, которая соединяет клиентов-физлиц, банки, дилеров и вдобавок может проводить между ними платежи. Список финансовых партнеров ОФМ, предоставляющих автокредиты, сейчас включает 7 банков, а до конца года расширится до 16 позиций, в том числе за счет банков из топ-5.
Продукт, сервис или кооперация
Популярность вкладов как продукта на ОФП объясняется простотой их оформления. По словам Юнусовой, с кредитами пользовательский путь сложнее, потому что, кроме заполнения анкеты, есть еще скоринг, который является своеобразным стопором процесса подключения банков к платформе. По мнению Скворцова, на финансовых маркетплейсах нет конечного продукта для клиента именно потому, что банки не могут сказать, под какой процент они дадут деньги конкретно этому человеку без анализа его данных и прохождения скоринга. «Если депозит „продать“ еще можно, то кредит сразу продать нельзя — можно „продать“ клиенту желание подать заявку на кредит», — объясняет Скворцов.
Из всех девяти платформ реестра ЦБ единственная, где фокус сделан на кредитных продуктах, — «Финфорт» (представители платформы не ответили на вопросы «Эксперта»). Финансовый маркетплейс «Сравни» (в реестре с августа 2021 года, не ответил на вопросы «Эксперта») запустил онлайн-кредитование от пяти банков в ноябре 2022 года. На начало 2024 года число пользователей онлайн-кредитов составило 450 тыс. человек, а средний ежемесячный прирост аудитории — 60 тыс. человек. На площадке также в пилотном режиме запущена онлайн-ипотека.
Другие платформы из списка ЦБ пока находятся в состоянии доработки своих продуктов. На сайте маркетплейса ЕФР («Единые финансовые решения», вошел в реестр в конце июня 2023 года) говорится, что он «работает в режиме тестирования и ограниченной функциональности». Уникальное предложение платформы — ставка на собственных выездных представителей, которые будут работать более чем в 700 городах РФ и смогут проводить верификацию и оформление продажи продуктов.
Маркетплейс «Финансовая платформа» (входит в периметр ЦИАН, первый ипотечный супермаркет), как и платформа «Ванта», пока находится в стадии доработки.
В общем, до конкуренции на этом рынке еще далеко, признают сами платформы. «Мы, конечно, мониторим, какие финансовые селлеры подключаются к другим финансовым маркетплейсам. Однако на разных платформах финансовые и другие организации могут реализовывать разные финансовые продукты. Поэтому мы поддерживаем развитие других финансовых маркетплейсов, так как перед нами сейчас стоит задача построения новой индустрии», — говорит Даниэль Зеленский.