Интервью

Долг платежом прекрасен

Почему россияне добровольно несут деньги коллекторам

Долг платежом прекрасен
Фото: Karl-Josef Hildenbrand/dpa/picture-alliance
Средний платеж в счет просроченной задолженности увеличился в полтора раза за последние 3 года, свидетельствует статистика Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Сами коллекторы объясняют эту тенденцию ростом реальных располагаемых доходов населения и более «‎экологичным» подходом к должникам. Впрочем, мягкость взыскателей (коллекторов, банков, МФО) не подтверждается наблюдениями судебных приставов — в 2024 г. на них поступило рекордное количество жалоб. «‎Эксперт» разбирался, почему растут платежи и связано ли это с «гибким подходом» коллекторов.

Почему платят больше

Реальные располагаемые доходы населения (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на инфляцию) в I квартале 2025 г. выросли на 8,4% к аналогичному периоду в 2024 г., следует из данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Вместе с этим, по оценкам ассоциации, растет и средний платеж в счет просроченной задолженности. Если в I квартале 2022 г. он составлял 3 570 руб., то к I кварталу 2025 г. достиг 5 248 руб., а к маю этого года — 5 354 руб. В организации указывают, что на фоне роста реальных доходов у клиентов появилось больше возможностей для погашения долгов. Вторая причина, на которую обращает внимание ассоциация, — большинство россиян стараются сейчас придерживаться «сберегательной модели поведения». В НАПКА полагают, что это также влияет на сумму ‎свободных средств, которые могут направляться на погашение долга.

Как менялась сумма ежемесячного платежа в счет погашения просроченного долга, тыс. руб.

Важный фактор роста суммы среднего платежа по долгам — сезонность, обратил внимание «‎Эксперта» гендиректор сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect Александр Васильев. По его словам, пик среднего размера платежа традиционно выпадает на ноябрь-декабрь, когда у многих людей появляется психологическая потребность войти в следующий год без долгов. Всплеск «платежной активности», по его словам, также обычно наблюдается в середине II квартала — в период летних отпусков. Так россияне стремятся избежать проблем с выездом за пределы России, объяснил Васильев.

Из расчета, что средняя зарплата в России составляет около 92 тыс. руб. в месяц, НАПКА делает вывод о том, что 5354 руб. (то есть 5–6% от нее) — «максимально приемлемый» показатель. Оптимальной долей для обслуживания своих долговых обязательств, как отмечают в организации, принято считать 20% от дохода. То, что текущий показатель ниже этого уровня в несколько раз, в НАПКА объясняют «гибким и экологичным» подходом со стороны профессиональных коллекторских организаций (ПКО), которые «активно работают с долгом на досудебной стадии, предлагая в 100% случаев спецусловия, позволяющие клиенту комфортно обслуживать свои обязательства».

Специальные условия — это дисконтирование, отсрочка и ежемесячное снижение платежа, их применяют к 81% клиентов, имеющим просроченную задолженность и «‎выходящим на связь», пояснили в пресс-службе НАПКА. Из информации ассоциации следует, что также растет заинтересованность самих клиентов в погашении долга на специальных условиях и в досудебном порядке. Так, в I квартале 2025 г. доля таких клиентов выросла на 2 п.п. к прошлому году, достигнув 12%.

Васильев из ID Collect отметил, для формирования льготного предложения коллекторы используют скоринговую модель, которая оценивает клиента по финансовому положению, социально-демографическим характеристикам, региону проживания и долговой нагрузке. Однако основным условием он называет «контактность» должника и его желание решить проблему до суда — например, через рассрочку или дисконт.

Более 50% клиентов, по словам управляющего директора «‎Первого клиентского бюро» Павла Михмеля, сегодня погашают задолженность в досудебном порядке. Рост суммы среднего платежа и стремление клиентов к досудебному погашению задолженности он связывает с повышением финансовой грамотности россиян.

На кого жалуются должники

По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые изучил «‎Эксперт», за январь — апрель 2025 г. служба признала обоснованными 9194 жалобы на взыскателей долгов. Это почти столько же, что и за весь прошлый год, ставший рекордным по числу обоснованных жалоб — их было получено 9 384. На момент публикации пресс-служба ФССП не ответила на дополнительные вопросы «‎Эксперта».

Просроченная задолженность физлиц, по данным Банка России, на 1 мая 2025 г. составляла 1,45 трлн руб. Для сравнения, на конец 2024 г. она равнялась 1,27 трлн руб.

В пресс-службе НАПКА подчеркивают, что в общем массиве обращений в ФССП на долю профессиональных коллекторов за I квартал 2025 г. приходится лишь 15% жалоб. Это говорит о том, добавили там, что рынок коллекторских услуг стал «более цивилизованным и урегулированным». «‎Тень на рынок бросают те, кто не состоит в реестре ФССП и не следует закону. Но мы уверены, что в будущем данные практики сойдут на нет», — подчеркнули в ассоциации коллекторов.

Взыскание по определению конфликтно, обратила внимание эксперт проекта Народного фронта «‎За права заёмщиков» Александра Пожарская. По ее данным, количество жалоб на коллекторов и «иных взыскателей» за последние 10 лет остается пропорциональным количеству должников, не исполняющих обязательства. До 2016 г. (тогда вступил в силу закон 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»). Как отметила собеседница «Эксперта», примерно в каждом втором обращении должники описывали сценарии с порчей имущества или психологическим воздействием.

С появлением соответствующего регулирования, а также реестра коллекторов в ведении ФССП, взыскатели «стали вести себя корректнее», считает Пожарская. Сейчас, по ее словам, чаще всего должники жалуются на некорректные действия микрофинансовых организаций (МФО). Именно с ними, как утверждает Пожарская, аффилированы проблемные взыскатели. Но должники, конечно, не идентифицируют тех, кто требует деньги, применяя сомнительные методы: «‎Если взыскание осуществляет внутренняя служба банка или МФО, в обращении должник все равно пожалуется на коллекторов», — отметила Пожарская.

Она считает маловероятным, что практику hard-collection («жесткого взыскания»), которую применяют «черные кредиторы» — финорганизации, не имеющие официальных разрешений, удастся искоренить. «‎Пока будут существовать черные кредиторы, будут нарушать права граждан и нелегальные взыскатели», — признала Пожарская. Наказания для таких взыскателей, по ее мнению, «нечувствительны» — зачастую они отделываются штрафом.

С декабря 2024 г. максимальный размер штрафа составляет 2 млн руб. для юрлиц и до 100 тыс. руб. — для физлиц (ст. 14.57 и 23.92 КоАП). В июле 2023 г. также были приняты поправки в Уголовный кодекс (ст. 172.4 УК), по которому коллекторам грозит до 10 лет лишения свободы, в том числе за применение физического насилия при взыскании. Однако ни в 2023 г., ни в 2024 гг., как следует из базы данных Агентства правовой информации, по статье 172.4 УК не было возбуждено ни одного уголовного дела, убедился «Эксперт».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Финансы, 17 окт 16:41
Почти половину совокупной прибыли российских банков получает крупнейший
Финансы, 23 мая 21:35
Как ужесточение регулирования влияет на рынок микрозаймов
Финансы, 30 апр 16:55
Почему бизнес берет дорогие микрозаймы
Финансы, 17 апр 15:30
Наиболее закредитованные компании пытаются уйти от банкротства
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда