• USD Бирж 1.08 -10.22
  • EUR Бирж 12.61 -85.94
  • CNY Бирж 28.47 +-15.88
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
20 лет истории
Cобытия

Сберечь не желаете

Финансы
Сберечь не желаете
Фото: Владимир Гердо/ТАСС
В январе индекс потребительских настроений, который определяет Банк России, достиг исторического максимума за счет необычно высоких расходов домохозяйств. По косвенным данным можно сказать, что проводимая регулятором антиинфляционная политика пока не приносит нужных результатов. Россияне активно тратили на развлечения, подарки и питание вне дома.

Настроение положительное

Индекс потребительских настроений ЦБ за январь 2023 г. вырос на 6,4 пункта по сравнению с декабрем, что «выше типичной положительной сезонности для первого месяца года», и достиг исторического максимума в 108,2 пункта. Для сравнения, с сентября по декабрь 2023 г. ИПН составлял 102 пункта. Ниже ста за весь прошлый год он так и не опустился, хотя еще в 2022 г. составлял 80-95 пунктов.

«Индекс потребительских настроений (ИПН) — это комплексный показатель, который отражает не только настроение граждан совершать крупные покупки, но и их оценки изменения личного материального положения и экономической ситуации в стране в целом. Таким образом, ИПН — это индикатор не только потребительской активности, но и в целом экономических настроений населения», — пояснили в пресс-службе Банка России.

В январе доля респондентов, участвующих в опросе регулятора, которые предпочли тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров вместо их накопления, увеличилась до 30,6%, что на 3,5 процентных пункта больше, чем в предыдущем месяце, и на 2,6 п. п. выше по сравнению с прошлым годом. При этом и объем денег на депозитах продолжал расти. По данным ЦБ годовой темп прироста срочных рублевых депозитов домашних хозяйств вырос в январе до 37,1% с 35,1% в декабре.

Население активно тратило на развлечения, подарки и еду вне дома. Также, несмотря на рост цен, отмечается увеличение аудитории и частоты посещений классических видов досуга — театров, выставок, музеев.

«Свою лепту внесли новогодние праздники, которые сместили структуру расходов домохозяйств в сторону индустрии развлечения, подарочных сертификатов, сферы услуг, культурного отдыха, а также рост внутреннего туризма, с посещением ресторанов и потреблением еды за пределами своих домохозяйств», — считает Валерий Хоружий, профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ.

Выросло и число тех, кто считает, что их материальное положение улучшилось за последние 12 месяцев — с 17% в декабре до 20% в январе. Согласно результатам опроса, лишь 14% граждан ожидают, что в следующие 12 месяцев их материальное положение ухудшится. Месяцем ранее таких было 21%.

Доля тех, кто предпочитал сберегать деньги, практически не изменилась и составила 51,6%, что на 0,2 п.п. меньше, чем в предыдущем месяце, и на 3,3 п.п. ниже по сравнению с прошлым годом. Примечательно, что за 2023 г. процентное соотношение тех, кто предпочитает сберегать, и тех, кто планирует тратить на дорогостоящие покупки, также кардинально не менялось: покупать планировали 28-32%, хранить деньги — 51-57%. В основном респонденты хранят деньги на счете в банке — таких в январе 42% против 38% в декабре 2023 года. Интересно, что в начале 2023 г. доля граждан, которые хранили деньги на счетах, также составляла 38%. Количество тех, кто сберегал средства в наличной форме, немного сократилось с декабря по январь — с 31% до 28%.

«Для показателя доли респондентов, предпочитающих тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, характерна повышенная волатильность. Поэтому для определения тенденций в изменении потребительского поведения лучше смотреть не на помесячные изменения показателя, а на динамику средних значений за скользящие три месяца. В таком представлении мы видим, начиная с осени 2023 г., постепенное снижение склонности респондентов к потреблению», — объясняют такое поведение в пресс-службе Банка России.

Материалы по теме:
Финансы, 2 мая 19:45
Средневзвешенная доходность НПФ в 2023 году составила 9,9%
Финансы, 1 апр 18:25
«Индекс финансовой грамотности россиян — 2024»: заработал и потратил
Финансы, 27 мар 17:25
Для инвестирования россиянам не хватает денег и знаний
Финансы, 9 янв 15:05
В России заработала программа долгосрочных сбережений
Свежие материалы
Стратегия не меняется
Мнения,
Что говорят эксперты о новом «майском указе»
Работа становится все удалённее
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек
Протекционизм опасен в больших дозах
Как господдержка экономики подрывает ее развитие