И все-таки они конкурируют
С 2010-х годов, когда в России активно занялись разработкой стратегических мастер-планов, их авторы стали проецировать на города логику корпоративного развития. Города, как и корпорации, конкурируют за ресурсы и квалифицированные кадры, и эта конкуренция усиливается. Ключевой составляющей мастер-плана является видение развития территории, а внутри него — миссия и образ будущего. Все эти элементы стратегирования действительно пришли из корпоративного мира.
Парадокс, однако, состоит в том, что сегодня корпорации, развивая территории своего присутствия, не настаивают на собственном доминировании. Наоборот, делают все возможное, чтобы города оставались именно городами во всей их многоукладности и многообразии, а не превращались исключительно в хозяйствующие субъекты, ведущие друг с другом борьбу за кадры и ресурсы
В конце концов, для самой корпоративной конкуренции оказывается принципиально важным, чтобы города присутствия компаний были не продолжением территории предприятий или сервисным довеском к ним, а именно живыми, самостоятельными образованиями.
По крайней мере, о таком положении вещей во многом свидетельствует подготовленное в 2024 году исследование Центра социального проектирования «Платформа», которое так и называется: «Города ускоренной трансформации. Роль бизнеса в развитии территорий присутствия». Это исследование охватывает преимущественно моногорода (всего 210 из 321), а также малые и средние муниципальные образования. Исследование о роли бизнеса в развитии городов-миллионников и мегаполисов должно появиться нынешней осенью. Разумеется, среди факторов, побуждающих бизнес заняться трансформацией, указывается и конкуренция за квалифицированные кадры, но далеко не в первую очередь. Главные мотивы — снять средовой барьер между городом и компанией, создать альтернативные сектора экономики, прежде всего в сфере МСП, а также развить социальный бренд и укрепить отношения с государством.
Полное доминирование ключевого предприятия, модель города-комбината, было актуально главным образом для советской эпохи с ее плановой экономикой, казалось бы исключавшей само понятие конкуренции. «Тогда директор предприятия чувствовал, что настоящий ресурс у него и что он подлинный хозяин города, как бы навсегда прикрученного к комбинату, — рассказал „Эксперту“ Алексей Фирсов, основатель Центра социального проектирования „Платформа“. — Сегодня руководитель предприятия — наемный менеджер, встроенный в вертикаль управления. Центры управления, как правило, находятся в Москве, а там другая логика: от менеджера ждут прежде всего выполнения производственного плана, а не роли городского демиурга. Кроме того, гораздо более сложным стало социальное проектирование: оно охватывает не просто „население“, а различимые группы общества со своими специфическими интересами, для работы с которыми важна профессиональная структура управления».
Показательно, что сегодня даже модель полностью корпоративного города, сформированная ПАО «Татнефть» в Альметьевске (Республика Татарстан), предполагает в первую очередь повышение качества городской среды и интенсификацию социальных взаимодействий, в том числе с руководством компании, которое живет здесь. Город среди прочего стал образцом организации велосипедной инфраструктуры: протяженность сети составляет более 200 км. А совсем недавно, в середине июня, открылась после реконструкции центральная мечеть в качестве религиозного-просветительского центра, задача которого объединить людей верующих и светских.
Одноядерные, распределенные и дисперсные
Глубина городской трансформации зависит в значительной степени от типа компании. В исследовании «Платформы» выделены три таких типа: одноядерные компании, где основной актив сосредоточен в одном городе (та же «Татнефть» в Альметьевске, «Норникель» в Норильске, «Северсталь» в Череповце), распределенные компании с широкой группой активов (например, СИБУР с центрами в Тобольске, Нижнекамске и в перспективе в Свободном) и дисперсные компании — подмножество распределенных: они представлены в самых разных городах, но ни в одном не являются бизнесом номер один и поэтому решающего влияния на развитие территорий не оказывают.
«Наиболее заметного успеха и по-настоящему глубокой трансформации территорий добиваются, как правило, одноядерные компании, — говорит Алексей Фирсов. — Это уже больше не благотворительность, а системная работа над созданием комфортной среды и для персонала компании, и для горожан. Скажем, „Норникель“ занялся сносом ветхого и аварийного жилья и строительством нового, чего не происходило в городе на протяжении чуть ли не 20 лет. С распределенными компаниями дело обстоит сложнее. Они не могут все ресурсы сконцентрировать на одном городе, поэтому решают более локальные или профильные задачи. Например, „Газпром нефть“ в Омске сначала произвела реконструкцию исторического центра, а потом запустила образовательные и спортивные объекты, в частности построила самую современную хоккейную арену в России».
Действительно, «Норникель» сумел справиться с последствиями экологической катастрофы 2020 года, когда из-за разгерметизации бака с дизтопливом на ТЭЦ-3 произошла одна из самых крупных в истории утечек нефтепродуктов в Арктической зоне. «Сейчас идет рекультивация земель, большая уборка „Норникелем“ всего, что накопилось со времен СССР, — рассказывает Максим Миронов, директор Агентства развития Норильска. — Сколько фасады ни крась, хрущевка так и останется хрущевкой, тогда как современное жилье дает новый визуальный вид, а планировки в новых домах меняют комфорт жизни. Идет масштабное строительство объектов соцсферы: больниц, детских садов, школ, обновление университета. Мы растем, и это порождает новые запросы и изменения».
Глубокой трансформации городов, однако, можно добиться и при помощи локальных преобразований и даже отдельных проектов — так, парк «Притяжение» в Магнитогорске, запущенный в 2021 году по инициативе председателя совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова, сегодня превратился в круглогодичный городской курорт. Отправной точкой городских преобразований могут быть даже личные пристрастия топ-менеджеров и руководителей предприятий. Анатолий Седых, председатель совета директоров Объединенной металлургической компании (ОМК), всегда увлекался современным искусством. Вместе с женой Ириной он создал фонд «ОМК-Участие», который с 2011 года проводит в городе Выксе Нижегородской области арт-фестиваль. За 13 лет этот фестиваль стал одним из главных событий лета для всего креативного класса в европейской части России, а региональный промышленный центр превратился в столицу паблик-арта.
Как это делается в Тобольске
Тобольское ООО «ЗапСибНефтехим» (ЗСНХ, входит в СИБУР) — ровесник БАМа и в этом году тоже отмечает 50-летний юбилей. Вместе с приходом СИБУРа заброшенное в 1990-х предприятие получило вторую жизнь.
70% из 3,7 тыс. работников ЗСНХ — жители Тобольска и Тюменской области, но, конечно, компания занимается привлечением кадров и из других городов, в том числе при помощи детально проработанных релокационных пакетов.
Набирая новых сотрудников, СИБУР не просто обеспечивает их материально, но и старается сделать ответственными горожанами. На это, в частности, направлено развитие корпоративного волонтерства в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».
«Корпоративное волонтерство — это, наверное, одна из самых больших затрат компании по диалогу, — рассказала „Эксперту“ Елена Бельская, начальник управления по связям с органами государственной власти ООО „ЗапСибнефтехим“ (СИБУР). — С каждым сотрудником нужно поговорить, выяснить, какие именно проекты он хочет реализовать. Кто-то собирает вторсырье, кто-то поддерживает приют для домашних животных. В общей сложности в год у нас проходит не меньше 70 мероприятий при участии корпоративных волонтеров, а вовлечено в проекты больше половины сотрудников».
ДЕТАЛИ
Диалог со всей страной
В 2021 году компания «ЗапСибНефтехим» открыла в Тобольске аэропорт Ремезов, а еще раньше, в 2020-м, инициировала разработку туристического мастер-плана Тобольска. Команда урбанистов под лидерством московского архитектурного бюро Wowhaus завершила подготовку документа в 2022 году. Для большинства ключевых объектов уже подготовлена проектно-сметная документация, и в следующем году начнется строительство, в том числе набережной Иртыша, которой так не хватает городу. Успешный опыт преобразования городской и социальной среды Тобольска компания транслирует и на другие города присутствия — так, для Нижнекамска по заказу СИБУРа архитектурное бюро Wowhaus также разрабатывает мастер-план.
ЗСНХ работает в тесном партнерстве с городской администрацией и региональным правительством в рамках программы «Тобольск настоящий», которая, как и мастер-план, рассчитана до 2030 года и является продолжением программы «Тобольск 2020». К концу прошлого года по этим программам в городе создано более 60 инфраструктурных объектов. В 2024 году город стал лауреатом всероссийской премии Sports Facilities в номинации «Лучший спортивный город» среди городов с населением до 300 тыс. человек. Туристический поток со 150 тыс. туристов в допандемийном 2019 году к 2023-му вырос до 330 тыс. туристов в год. С 2020 года Тобольск стабильно входит в первую десятку индекса качества городской среды Минстроя РФ в категории «Средние города», хотя до этого занимал всего-навсего 65-е место. Ну и самое важное: за то же время число молодых людей, которые хотят связать свое будущее с городом, выросло на 10%, а среди людей старшего поколения этот рост составил 29%.
Сила городской повестки
СИБУР поддерживает разнообразные культурные инициативы в городе, но прежде всего такие, которые уже успели себя зарекомендовать в глазах тоболяков. Ольга Солодова, основатель и руководитель Свободного молодежного театра, рассказала «Эксперту» о проекте «Бесхазное место», реализованном летом прошлого года в стенах полузаброшенного ПТУ № 11. Название построено на игре слов: «хаза» на местном жаргоне означает как раз ПТУ. Здесь когда-то готовили маляров, штукатуров, представителей других рабочих специальностей, но потом объект пришел в упадок, стал бесхозным.
«Здание планируется возродить в качестве выставочного пространства, но для начала нужно было просто вдохнуть в него жизнь, — говорит Ольга Солодова. — В рамках акции одно крыло заняли дизайнеры с выставкой артефактов, собранных прямо внутри „хазы“, расписали стены граффити, а в другом крыле расположились мы. Устроили кинопоказы для одного зрителя: крутили „Сталкера“ Андрея Тарковского, очень созвучное интерьерам произведение. Провели танцевальный перформанс на музыку, сгенерированную с помощью нейросетей, по заданным описаниям, связанным с настроением места. Ну и подготовили спектакль „Как вахтер с маляром Пушкина читали“, смешав отрывки из „Песен западных славян“ с документальными текстами: страшными историями, рассказанными горожанами». Маляр и вахтер олицетворяли духов — хранителей места, которые ни за что не хотят его покидать.
Профессионального проекта редевелопмента ПТУ № 11 пока еще не появилось, но, по словам Ольги Солодовой, отношение горожан к «хазе» явно поменялось благодаря перформансу. Теперь это уже не заброшка, где собираются маргиналы, а своего рода молодежный культурный объект.
Согласно мастер-плану, развитие Тобольска будет строиться на возрождении так называемого Нижнего посада — территории на берегу Иртыша, которая в 1970-е пришла в упадок, поскольку тогда начала бурно развиваться как раз верхняя часть города. И именно в Нижний посад в прошлом году уже переехал — и не откуда-нибудь, а с Красной площади у местного кремля — популярный Фестиваль сибирских историй, проводимый в рамках федеральной программы «Книги в городе» при поддержке городской администрации и СИБУРа. «Здесь, на улице Мира, расположен исторический книжный магазин „Друг“, который сегодня представляет собой руину, — рассказал „Эксперту“ Андрей Гельмиза, комиссар программы, основатель фестиваля и директор его оператора, компании „РОСТ Медиа“, которая, кстати, уже выкупила руины для их восстановления. — Многие недоумевали: туда же никто не придет. Но в том-то и была задача, чтобы пришли. Нам повезло с погодой: сентябрь выдался жарким и ясным, а главное, мы уже успели наработать аудиторию. В здании проводились встречи с писателями, продавались книги. Перед входом мы поставили рампу для приглашенных из Тюмени скейтеров, один из торцов которой был совмещен с книжными полками. На лужайке по соседству запускали воздушный шар, вместо билетов принимая купленные на фестивале книжки. Как-то вечером, помню, мимо проходили люди и увидели, что в старом книжном снова горит свет. Одна девушка остановилась и заплакала: для многих с магазином связаны детские воспоминания. Магазин стал первым ожившим объектом, который, пожалуй, перезапустил всю улицу. В этом и сила формата нашего фестиваля: он, по сути, продюсер глубоких изменений в городе». Во всяком случае, в этом сентябре фестиваль снова пройдет на улице Мира.
Поддержка таких акций напрямую не связана с задачами корпоративного развития ЗСНХ. Очевидно и то, что Тобольск за их счет не собирается конкурировать ни с какими городами, особенно с Тюменью, откуда приезжает больше половины туристов.
Да, миссия мастер-плана — это прямое наследие корпоративной культуры, нацеленной на победу в конкурентной борьбе и как результат, доминирование на рынке.
Но в то же самое время мастер-план — инструмент гармонизации интересов всех заинтересованных в развитии города сторон, и прежде всего самих жителей
«Как будто бы логично предположить, что приоритеты должен определять заказчик мастер-плана, — говорит Алексей Фирсов. — Но проблема в том, что если кто-либо занимает доминирующую позицию, то мастер-план как идея попросту перестает работать. Можно реализовать ключевые проекты исходя из интересов бизнеса, но это будет несбалансированный город. Парадоксальным образом это не позволит решить те самые задачи, которые ставит перед собой сам бизнес: в плане удержания горожан, создания альтернативных отраслей экономики, повышения туристической привлекательности».
Получается, и жителям, и корпорациям нужен все-таки именно город как таковой: максимально живой, разнообразный, растущий. И если конкурентная борьба между городами все-таки действительно существует, то побеждают в ней те, кто все же не проецирует на территорию исключительно корпоративную логику развития.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag