Интервью

Дальний и семейный

Как развивается туристическая отрасль в ДФО

Дальний и семейный
Коллаж: «Эксперт»
Россия так велика, что внутренний туризм в ней требует дополнительного разделения: на собственно внутренний, региональный, и внешний — из других регионов. Это особенно очевидно на примере Дальнего Востока. Бóльшую часть турпотока формируют жители ДФО, однако стратегию отрасли и ценовую политику как минимум до 2022 года определяли гости из столичного региона, а также из-за рубежа. «Эксперт» выяснил, что сегодня главный тренд в развитии туризма в ДФО — разворот навстречу местным жителям, и прежде всего семьям с детьми.

Штрихи к портрету

Для жителей Запада — а именно так в ДФО называют европейскую часть России — отдых на Дальнем Востоке кажется элитарным. Вулканы и гейзеры, заповедные Курильские и Командорские острова, Чарские пески и Анюйские скалы, живописные реки, озера, бухты, охота и рыбалка, пляжный отдых и зимний серфинг на Халактырке, горные лыжи и трекинг в нацпарках — все это, конечно, удивительные вещи, но достаточно заглянуть на сайт, например, «Снежной долины» на Камчатке, чтобы удивиться еще и ценам: туры стоят от 200 тыс. до 600 тыс. руб., и это при том, что речь идет о базе отдыха категории уровня 3*.

Между тем, согласно данным туристической схемы «Дальний Восток», которая была разработана ВЭБ.РФ в 2022 году, 56% путешественников по ДФО тратят до 30 тыс. руб. на человека в год, 20% — до 60 тыс. руб., 16% — до 100 тыс. руб. Доля более дорогих поездок составляет всего 8%. Цены, конечно, с тех пор несколько выросли, но структура турпотока изменилась не слишком.

64% всех путешественников — сами жители ДФО, из них половина — жители Хабаровского края. На долю Москвы и области приходится порядка 9%

Что касается иностранных гостей, то, по данным АТОР, Китай остается абсолютным лидером въездного туризма в Россию, и почти две трети гостей из КНР едут в Приморье (409 тыс. китайцев из 603 тыс. въездных туристов). Однако прежняя доля иностранцев — порядка 16% — превратилась уже в целевой показатель развития отрасли. В первом квартале 2025 года Россию посетили 106 782 китайских туриста. Это почти на 8% больше по сравнению с первым кварталом 2024-го (98,9 тыс.), но все-таки меньше, чем в первом квартале 2019 года (163,4 тыс.), равно как и по итогам полугодия (592 тыс. в 2019-м и 317,8 тыс. в 2025-м).

Основной интерес путешественников тоже остается прежним: 67% туристов выбирают активный отдых на природе, экотуризм, охоту и рыбалку. Доля культурно-познавательного туризма — менее 10%. 47% туристов совершают поездки вдвоем, 17% — семьей более чем из двух человек.

В фокусе развития туризма находится семейный отдых. В турсхеме «Дальний Восток» из 12 всесезонных курортов, запланированных в Приморском крае, Сахалинской области и на Камчатке, 6 ориентированы именно на такой формат: развлекательный семейный курорт в Зарубинском городском поселении; развлекательно-познавательный семейный экокурорт в с. Барабаш; курорт пляжного отдыха и семейных развлечений в микрорайоне Ливадия в г. Находка; курорты пляжного отдыха, семейных развлечений и оздоровления в с. Яблочное на берегу Татарского пролива и в с. Горячие Ключи у Дагинских источников; бальнеологический семейный курорт в пос. Малки. Их номерной фонд составит 6920 номеров из 10 850 на всех 12 курортах.

Новый масштаб

Для повышения качества туристических услуг на Дальнем Востоке важно в первую очередь улучшить инфраструктуру: отремонтировать существующие и построить новые дороги, аэропорты, гостиницы

Все это требует финансирования. «По итогам прошлого года 15 проектов общей стоимостью 159 млрд руб. были признаны приоритетными для льготного финансирования ВЭБ.РФ, — рассказал „Эксперту“ заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов. — Это проекты транспортной инфраструктуры, городской экономики, а также развития туристической отрасли. Их реализация позволит создать более 2,5 тыс. рабочих мест».

По шести проектам уже открыто финансирование. Так, по словам Артема Довлатова, во втором-третьем кварталах 2024 года в Якутск поставлены и выведены на рейсы 44 автобуса. Теперь горожане имеют доступ к современному и комфортному общественному транспорту. Финансирование получили проекты по строительству международного аэропорта Игнатьево в Благовещенске, строительству и эксплуатации гостинично-делового комплекса в Петропавловске-Камчатском, модернизации освещения в Чите, а также проект создания курорта международного стандарта и общедоступной курортной инфраструктуры вокруг вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый «Парк „Три вулкана“».

Ведется подготовка к открытию финансирования еще по семи проектам развития городской экономики, среди которых создание, модернизация и эксплуатация объектов наружного освещения Биробиджана, строительство многофункционального семейного центра с аквапарком и гостиницей на острове Русском, создание дальневосточного детского центра отдыха и оздоровления, а также музея и театрально-культурного центра — уже заключены кредитные соглашения. По двум проектам ведутся разработка проектно-сметной документации и подготовка к заключению кредитной документации. По мнению Артема Довлатова, реализуемые проекты закладывают прочный фундамент для долговременного развития Дальнего Востока.

По данным ВЭБ.РФ на 30 июня 2025 года, более 1,2 тыс. дальневосточных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), работающих в сфере туризма, с 2019 года привлекли финансирование на общую сумму 13,8 млрд руб. при поддержке участников Национальной гарантийной системы, оператором которой выступает Корпорация МСП. Поиск источников инвестиций для развития туристической инфраструктуры должен быть ориентирован на внутреннего инвестора с использованием механизма государственно-частного партнерства.

«Развитие туристического потенциала и рынка регионов ДФО полностью соответствует Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и позволяет создать предпосылки для привлечения в регионы округа не только туристов, но и населения, готового к постоянному проживанию на территории уже существующих и новых туристических дестинаций», — считает старший банкир блока «Бизнес. Партнерство. Развитие» ВЭБ.РФ Антон Перин.

В туристическом портфеле ВЭБ.РФ бóльшая часть проектов находится на территории Дальнего Востока, и этот портфель (реализуемые и подписанные сделки) составляет на сегодня 121,7 млрд руб., участие госкорпорации — более 60 млрд руб. «Парк „Три вулкана“» — самый масштабный туристический проект ВЭБ.РФ.

У трех вулканов

Это вообще самый крупный проект в сфере туризма на Камчатке и один из крупнейших в России. Частные инвесторы — компании «Интеррос» и «Васта Дискавери», госкорпорация «Туризм.РФ», банковский консорциум в составе ВЭБ.РФ и Сбера консолидировали свои усилия с государством, предоставляющим целый ряд преференций и льгот для успешной реализации парка в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» и комплексного плана, утвержденного Юрием Трутневым, заместителем председателя правительства РФ, полномочным представителем президента Российской Федерации в ДФО. Общий объем инвестиций составит 84,6 млрд руб., в том числе 17,6 млрд руб. на строительство обеспечивающей инфраструктуры — дорог и инженерных сетей.

Как сообщили «Эксперту» в пресс-службе корпорации «Туризм.РФ», все здания и сооружения курорта спроектированы с учетом максимально возможной в этом районе мощности сейсмических событий — 10 баллов. Проект прошел экспертизу при научно-техническом сопровождении Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН.

Все работы ведутся в соответствии с национальным экологическом стандартом Green Zoom, российским аналогом международных стандартов LEED и BREEAM. Было выполнено аэромоделирование комплекса отелей и улиц для определения оптимальной конфигурации ветрового воздействия на людей. В парке предполагается активно использовать геотермальную энергию для отопления, горячего водоснабжения и нагрева воды в бассейнах. Это позволит снизить углеродный след объекта более чем на 60%. Вода из геотермальных источников будет применяться в том числе для системы снеготаяния пешеходных дорожек променада и обходных дорожек наружных бассейнов.

Ядро проекта — бальнеологический курорт «Сопка Горячая», открывающий возможности комфортного всесезонного отдыха: температура воды в любое время года составляет +37—40°С. «Сопка Горячая» — это горная туристическая деревня с комплексом малоэтажных отелей, центром которой станет открытая геотермальная лагуна, обустроенная на горячих источниках.

Зимой «Парк „Три вулкана“» будет интересен любителям горных лыж (запланировано около 30 км трасс разного уровня сложности), летом — экспедиционного туризма и походов. Между рек, сопок, бухт и вулканов для любителей трекинга будет создана сеть пешеходных маршрутов различных уровней сложности общей протяженностью более 150 км. Каждый маршрут рассчитан на дневной переход. Кроме того, на них будут оборудованы смотровые площадки. Особенно много их будет в районе Мутновского вулкана. Здесь же организуют геопарк и информационный центр для гостей курорта. Его мощность составит более 600 тыс. посещений в год. Гостиничный сектор будет насчитывать 1397 номеров в отелях 3–5*. Парк станет первым направлением, где будет полностью представлена линейка собственных отельных брендов управляющей компании «Васта Отель Менеджмент» в разных ценовых сегментах.

«Планируется, что уже к 2028 году гостиничная инфраструктура курорта будет насчитывать шесть отелей с общим номерным фондом 1019 номеров, — сообщили „Эксперту“ в пресс-службе „Васта Отель Менеджмент“. — Гостиничный кластер под управлением „Васта Отель Менеджмент“ будет состоять из пятизвездного отеля под брендом „Васта“ на 110 номеров, четырехзвездного отеля флагманского бренда сети „Эрбелия“ (250 номеров), двух отелей „Рябина“: один категории 3* (308 номеров), другой — 4* (223 номера). Кроме того, появятся два апарт-отеля под брендом „Бревис“ на 40 и 88 номеров».

«Парк „Три вулкана“» — это еще и девелоперская компания, которая реализует концепцию комплексного развития территории одноименного проекта, опираясь на свой многолетний опыт реализации масштабных инфраструктурных проектов, в том числе горного курорта «Роза Хутор» — крупнейшего объекта, появившегося к Олимпиаде в Сочи. Этот опыт показал в том числе, что появление мегапроектов дает колоссальный мультипликативный эффект для инфраструктурного развития любой территории.

В бухте Алеут

Еще один мегакурорт — «Приморье» — был запланирован в турсхеме «Дальний Восток» и строится в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал» на крайнем юге ДФО — это бухта Алеут в Японском море, Хасанский муниципальный округ Приморского края. «Многие думают, что на Дальнем Востоке все время холодно, но у нас этот стереотип ломается, — рассказала „Эксперту“ Анастасия Онуфриенко, генеральный директор ООО „Курорты Приморья“, которое реализует проект. — Здесь практически не бывает снега. Летом вода прогревается до +27°С. Мы вообще находимся на широте Крыма. Конечно, есть своя специфика: погода бывает очень переменчивой. „Широта Крымская, долгота Колымская“ — так у нас шутят. Но в любом случае купальный сезон начинается в июне и заканчивается в октябре».

Рядом с курортом находится Дальневосточный морской заповедник, исключительный по своему биоразнообразию: более 5 тыс. видов растений и животных. К самому южному в России острову Фуругельма в составе заповедника организуются экскурсии — например, чтобы увидеть местных нерп. Возможны дайвинг, морская рыбалка, в том числе подводная, яхтинг, кайтсерфинг, виндсерфинг. По соседству находятся национальный парк «Земля леопарда», озеро с лотосами. Но главное, конечно, это пляжный отдых для семей с детьми. Сама бухта диктует такой формат: берега полумесяцем хорошо защищают от волн, протяженность пляжа — около 1,5 км, средняя глубина — до 3 м.

На территории примерно в 200 га планируется разместить 3,8 тыс. номеров, тоже самых разных категорий, как и в «Парке „Три вулкана“». «Мы продумываем не только отели категории 3–5*, но и возможности размещения на территории в палатках, кемпингах, караван-парках», — говорит Анастасия Онуфриенко. Планируется, что курорт будет принимать порядка 500 тыс. посетителей в год.

Сроки реализации проекта пока находятся в стадии корректировки, но первую очередь — 200 номеров с термальным аквакомплексом — намечено запустить в 2028 году. На ближайшем ВЭФе будут показаны первые наработки по архитектурной части. Объем инвестиций — около 30 млрд руб. Инвестор один — ООО «Курорты Приморья». Компания активно пользуется возможностями льготного кредитования согласно постановлению правительства РФ № 141 (от 9 февраля 2021 года) и планирует в ближайшее время стать резидентом Свободного порта Владивосток или ТОР «Приморье». Государство вкладывается в строительство обеспечивающей инфраструктуры: дорог, сетей электро-, водо- и теплоснабжения. Если будут построены новые причалы, это позволит повысить доступность курорта по морю и одновременно увеличить туристический потенциал территории.

Дальний и семейный
Коллаж: «Эксперт»

От советских турбаз к современным отелям

Камчатка обладает значительным потенциалом для реализации девелоперских инициатив, и эта тенденция, по прогнозам, сохранится минимум на ближайшие пять лет

Туристический поток на полуострове постоянно увеличивается: если в 2017 году здесь побывали 175 тыс. туристов, то в 2024 году их количество достигло 410,8 тыс. Согласно статистике Министерства туризма Камчатского края, к 2030 году ежегодное число посетителей региона превысит 600 тыс. человек.

Сейчас идет реализация масштабных проектов и много планов на будущее. Они нацелены на широкую аудиторию: молодые пары, пожилые люди, семьи с детьми. В то же время в регионе еще до пандемии начали появляться частные проекты, ориентированные как на местных жителей, так и на туристов.

Архитектурное бюро FANTALIS Architects начало работу на Камчатке в 2017 году. В тот период гостиничный бизнес региона был в основном ориентирован на иностранных туристов: американцев привлекали охота и рыбалка, немцев — поездки по полуострову. Местные жители отдыхали в недорогих домах или на советских турбазах.

База отдыха «Лагуна» на Камчатке была создана на месте бывшего советского пионерлагеря. «В начале 1990-х годов исландские специалисты спроектировали и построили здесь также аквацентр, — рассказал „Эксперту“ президент FANTALIS group Роман Фанталис. — Реализация этого проекта стала для местных жителей символом возрождения региона: они гордились „Лагуной“ и воспринимали ее как новую страницу в жизни края. Мы решили дать этой легенде новое развитие».

Сегодня «Лагуна» — это спа-отель на 250 номеров, в котором есть и термальный спа, и разнообразный номерной фонд, и три ресторана. «Поначалу мы планировали построить большой пятизвездный отель, но вскоре отказались от этой мысли, — рассказывает Роман Фанталис. — Мы поняли, что у местных жителей совершенно другие запросы: они хотят более простого отдыха, без изысков».

Успешное развитие дальневосточного туризма, по опыту Романа Фанталиса, подразумевает не только ориентацию на семейный отдых для местных жителей: «Если инвестор заходит на Дальний Восток, ему сразу нужен сетевой проект, а не просто гостиница. Это должен быть туроператор, который предоставляет не только услуги, связанные с проживанием и питанием гостей, но также экскурсионное обслуживание и услуги гидов — всё в комплексе».

Развитие придорожной инфраструктуры — одна из важнейших задач развития туристической отрасли в регионе. Это вопрос не только комфорта, но и элементарной безопасности, потому что чем дальше от трассы в лес, тем выше вероятность встретиться с медведем. Правда, безопасность может быть обеспечена и за счет архитектурных решений. В портфолио FANTALIS Architects есть реализованный экстрим-отель «Аврора». Концепция отеля отсылает к традициям коренных народов Камчатки, ительменов и коряков, а также к практике строительства мостов в Древней Руси. Гостевые дома и ресторан расположены на большой, нависающей над землей платформе из лиственницы высотой 3 м и площадью 2,5 тыс. кв. м. Конструктивное решение защищает почвенную экосистему, помогает уберечь здание от межсезонного паводка, а главное — на платформу не поднимаются дикие животные.

Гребешки от Гребенникова

Местные жители — главная целевая аудитория индустрии гостеприимства не только в плане отдыха, но и работы. Самое интересное, что к ним присоединяются и гости из других регионов, пожелавшие в один прекрасный день стать местными.

Пожалуй, самый яркий пример — судьба Василия Гребенникова, основателя фермы-отеля «Гребенников» в бухте Витязь в Приморье. Он окончил Белорусский национальный технический университет. Получил степень магистра технических наук по специальности «инженер-строитель». Потом была магистратура по финансам в недвижимости — в Королевском технологическим институте в Стокгольме. С этим багажом в 2004 году приехал в Москву. Работал в AIG/Lincoln, которая занималась коммерческой недвижимостью. Бизнес-центры «Белая площадь» и «Белые сады» на «Белорусской» в том числе и его работа. Затем пригласили в Фонд развития Дальнего Востока. Пару лет проработал в московском офисе, после возглавил владивостокский в должности замгендиректора.

Несмотря на карьерные успехи, Гребенников, по его словам, все время стремился «выскочить из найма». После Владивостока в Москву возвращаться не захотелось совершенно. Было несколько проектов с японскими партнерами плюс гребешковая ферма: участок морского дна в 120 га на глубине 35 м. Японцы отвалились из-за пандемии, а вот гребешок «полетел». Как ни странно, форс-мажорные обстоятельства этому только помогли.

«Я сначала просто продавал молодь гребешка, которую другие хозяйства выращивали до товарного размера и продавали в основном в Китай, — рассказал „Эксперту“ Василий Гребенников. — Из-за пандемии Китай остановил закупки в России. Мои клиенты остались без денег на молодь гребешка, и рассада осталась у меня. Я высадил ее на своем участке и через два года поднимал ее уже сам. Так у меня появился собственный гребешок. В тот же год случилась другая напасть: тайфун „Майсак“ в сентябре уничтожил почти весь урожай. В 2021 году я планировал достать из садков 80 тонн морского гребешка, а поднял едва ли 10. Для поставок в Китай этого была недостаточно, и я начал продавать гребешок туристам».

Потом туристы и сами стали приезжать. Фигура человека, который бросил блестящую корпоративную карьеру в столице и переехал на край света заниматься морскими гадами, послужила хорошей рекламой и хозяйства, и края в целом: «Смотрите, люди из Москвы бегут на Дальний Восток!» В том же 2021 году предприниматель стал партнером всероссийского фестиваля морского гребешка «На гребне», а в 2022-м получил две субсидии на безвозвратной основе — на обустройство пляжа и гостевых домиков. Так и получилась ферма-отель. И там теперь в первых числах мая проходит свой фестиваль морского гребешка «День рождения гребешка».

«Я не биолог и даже не фермер — я девелопер, — признается Василий Гребенников. — Именно так я и видел эту историю: шел от участка. Бухта Витязь — одна из лучших в Приморском крае по совокупности природных условий для ведения марикультурного хозяйства. Она находится на границе умеренного пояса и субтропиков. С юга идут течения, богатые фито- и зоопланктоном — настоящий питательный бульон для моллюсков, а с севера спускается богатая кислородом холодная вода. Это тоже очень важно, потому что в воде, температура которой выше +20°С, гребешки погибнут от перегрева. Получается идеальный баланс, и мы здесь выращиваем премиальный продукт, может быть, лучший в мире».

Василий Гребенников убежден, что бухта Витязь — это не только гастрономическая витрина Дальнего Востока. Это витрина всей его туристической индустрии. Рядом находятся уже знакомые нам Дальневосточный морской заповедник, нацпарк «Земля леопарда», строится мегакурорт «Приморье», чьи гости наверняка захотят попробовать гребешка по соседству. Для гостей из Азии эта бухта становится витриной уже всей России в целом, тем более что Василий Гребенников выращивает еще и трепанга — морской огурец. У китайцев он считается лекарством от всех болезней, нечто вроде эликсира вечной молодости, а трепанг с юга Приморья, согласно древним китайским трактатам, считается лучшим и ценится в разы дороже, чем, к примеру, японский. Даже китайское название Владивостока — Хайшинвэй — в переводе означает «залив трепанга».

Вложения в ферму на первоначальном этапе составили порядка 50 млн руб., в гостевые дом и пляж —- порядка 70 млн руб., среднегодовая выручка — около 80 млн руб., при этом бóльшая часть прибыли реинвестируется в проект. По сравнению с инвестициями в мегакурорты это все очень скромные цифры. Но, пожалуй, именно такие штучные проекты и создают те уникальные впечатления, за которым люди едут на Дальний Восток.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 4 сен 16:17
На ВЭФ-2025 обсудили развитие городов Дальнего Востока
Города, 13 июл 19:25
Как бизнес, власть и жители перезапустили малый город
Города, 11 июл 08:30
Определены инвестиционные лоты для развития туристических макрорегионов
Города, 7 мая 09:48
Как экономика впечатлений меняет российские города
Свежие материалы
«Москва слезам не верит» вышел в серию
Режиссер «Слова пацана» снял сериал по мотивам оскароносного фильма
Писателей почитают рублем
Объявлен шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна»
Намыть золото и поймать нейтрино
Мнения,
Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке