Интервью

Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Изобретая наследие
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
«Эмоции — это новая нефть», — скажет вам любой предприниматель от туризма. В индустрии гостеприимства эмоции были главным товаром всегда. Теперь с их помощью можно перезапускать целые города, возрождая или создавая заново историческое наследие: ремесленное, гастрономическое, культурное. Перед началом летнего сезона «Эксперт» рассказывает о ярких и неожиданных примерах капитализации эмоций в российских городах, в том числе и тех, где никакой другой экономики, кроме эмоциональной, просто нет.

Куда едут «рулоканты»

В конце февраля в столичном «Кибердоме» прошел III Всероссийский форум «Ru.Локация. Территория жизни». Уже сама игра слов в названии подчеркивает перемещение смыслов в национальную зону: «рулоканты» едут не за рубеж, а по родной стране. Форум направлен на выявление и поддержку лучших практик работы с историческим наследием, и в первый раз, в марте прошлого года, он проходил в Петровском путевом дворце. «Кибердом» хотя и включает в себя фрагменты Пресненского завода сургуча, лаков и красок, основанного купцами Мамонтовыми в XIX веке, представляет собой современный многофункциональный центр — российский хаб кибербезопасности. Впрочем, прошлое здесь не только не конфликтует с настоящим, но и связано с ним прямо в контуре здания: из старого корпуса с книжными стеллажами от пола до потолка можно шагнуть через неоновый портал в зеркальный цифровой лабиринт.

Такая организация пространства наглядно отражает актуальное восприятие наследия. Это сегодня не столько памятники и артефакты, сколько эмоциональный опыт.

Постиндустриальная экономика впечатлений развивается не только в федеральных центрах, но и в регионах. «Калининград и Якутия — это признанные центры кино в национальном масштабе, Воронеж — центр анимации, Красноярский край — гастрономическая столица Сибири, — отметил на форуме Сергей Новиков, начальник управления администрации президента РФ по общественным проектам. — Многие регионы уже выбрали свой профиль и добиваются как роста туристического потока, так и расширения налоговой базы. Это измеряется уже десятками миллиардов рублей. В Красноярском крае выручка от креативных индустрий приближается к 100 млрд руб. в год. Даже для такого крупного региона это солидная цифра».

В 2017 году был создан единый оператор президентских грантов. В 2021-м при нем появился Фонд культурных инициатив. Если раньше, по словам Сергея Новикова, эти средства распределялись примерно поровну между федеральным центром и субъектами, то сегодня 87% грантов уходит в регионы и лишь 13% получают московские команды, многие из которых занимаются сетевыми проектами в масштабе всей страны. В любом случае обозначилась тенденция приоритетной поддержки именно региональных инициатив. В 2024 году по поручению президента был также создан фонд экологических проектов, направленных на сохранение природного наследия. «Он начнет работать в 2025-м, и на первый год выделен 1 млрд руб. грантовых средств. По мере увеличения числа запросов сумма может быть увеличена, как это происходило и с грантами фонда культурных инициатив», — отметил Сергей Новиков.

Изобретая наследие
Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости

Выбирать неожиданное

ВЭБ.РФ вместе с Московской школой управления «Сколково» прошлой осенью завершили первую отраслевую образовательную программу по туризму «Гостеприимные города», заказчиком которой выступило Минэкономразвития России. В программе приняли участие 211 российских городов, которые набрали наиболее высокие баллы при экспертной оценке туристического потенциала. Порядка 40% из них — малые. Главной задачей программы было найти рецепты перезапуска городов через туризм. «Иногда неожиданные решения — самые важные: они работают на привлечение нового любопытного туриста, — рассказала „Эксперту“ Ирина Макиева, главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ. — Поэтому основной рецепт того, как перезапустить город через туризм, — это выбирать нестандартное и не сворачивать с пути».

За полгода получены данные из 90 городов-участников: 100 проектов реализовано и свыше 400 находится в стадии реализации. Выбор неожиданного действительно оказывается востребованным и эффективным. «Возьмем, к примеру, Альметьевск в Республике Татарстан, — рассказывает Ирина Макиева. — Это „город, рожденный нефтью“, но он выбрал новый путь развития — путь здоровья, спорта и активного образа жизни. Теперь Альметьевск — велогород и настоящий рай для триатлонистов. Кроме того, здесь развиваются научно-образовательный кластер и креативные индустрии».

Богородицк под Тулой обычно ассоциируется со старинными усадьбами и дворцами. Но сегодня город планирует построить пятизвездный бутик-отель на угольной шахте и проложить велопешеходные маршруты по терриконам. Гаврилов-Ям Ярославской области хоть и находится на Золотом кольце России, делает ставку на промышленный и ремесленный туризм: здесь можно посетить льнокомбинат — одно из крупнейших текстильных предприятий России, Музей купца Локалова, основателя льняной мануфактуры, Музей ямщика. Напротив, Междуреченск в Кемеровской области, тесно связанный с угольной промышленностью, возвращается, по словам Ирины Макиевой, к принципам таежной цивилизации: экология и жизнь в гармонии с природой становятся главными ценностями.

Фактор неожиданности очень важен для экономики впечатлений, но особенно хорошо он срабатывает, когда новизна возникает в уже знакомом контексте

Это сочетание новизны с уже знакомым и полюбившимся с успехом используется в подмосковной Коломне, которую смело можно назвать эталонным образцом перезапуска городских территорий. «Те, кто однажды побывал в Коломне, обычно хотят туда вернуться, но при этом открыть какие-то новые ракурсы, — рассказал „Эксперту“ Дмитрий Ойнас, директор проектов АНО „Коломенский посад“ и президент Делового клуба „Наследие и экономика“. — Тут как с сериалами: люди хотят и дальше жить в мире, который уже приняли эмоционально, то есть сделали своим наследием. В этом смысле городов без наследия не бывает, потому что у каждого человека есть прошлое, элементарно — вчерашний день. Наследие обеспечивает эмоции, прошлое определяет настоящее».

По мнению Дмитрия Ойнаса, именно эмоции, а не сами по себе изделия служат ключевым ресурсом постиндустриальной экономики.

Хороший продукт задействует все пять органов чувств. И чем больше эмоций пользователь получает через эти каналы, тем более востребован продукт, тем выше его маржинальность. Кто научился продавать эмоции, сможет продавать всё

Упаковка наследия в эмоциональные сервисы и услуги образует технологию городского развития, все остальное — инфраструктурные шаги: благоустройство территории, проведение фестивалей, возрождение локальных производств и гастрономических традиций. Однако потом на уже действующей инфраструктуре можно запустить новые серии сервисов и услуг.

«У нас в Коломне появился новый объект — Дом Сурановых, — говорит Дмитрий Ойнас. — Это своего рода машина времени, которая полностью отключает человека от современности и переносит его в 1890 год. Так вышло, что благодаря архивным и другим источникам именно этот год в жизни купеческой семьи Сурановых мы знаем до мельчайших деталей: что они ели, чем занимались, какие гости к ним приходили, есть также подробный календарь событий в Коломне. Турист может выбрать совершенно определенный день для перемещения в прошлое».

детали

Всей семьей в прошлое

Программа путешествия в прошлое, которое можно совершить в Доме Сурановых, называется «Жизнь коломенская. Не игра» и реализуется в трех форматах. Первые два, «Вне игры» и «На игре», рассчитаны всего на два-три часа. В формате «Не игра» человек выпадает из XXI века на 30 часов, из них сутки — непосредственно сам опыт погружения в прошлое и по три часа — на вход и выход, то есть подготовку и, так сказать, реабилитацию.

Те, кто согласился участвовать, проходят подготовительные курсы. Сурановы владели свечным и мыловаренным производствами, держали несколько торговых лавок, занимались различными ремеслами, например косторезным. Но туристу нужно знать не только об этом. Важно научиться взбивать перины, гасить свечи, чтобы не закапать воском мебель или посуду на столе, даже просто носить одежду. Для проекта подготовлено 126 комплектов: от обуви до головных уборов — на разные возрасты, габариты, время года. Есть домашняя одежда, парадная, рабочая. И к каждой современному человеку нужно привыкнуть, например к корсетам, которые были не только женские, но и мужские. Наконец, клиенты попросту должны понимать, о чем их просит персонал, который выполняет роль кухарок, истопников, гувернанток. Экзамена на допуск нет, но тестирование проводится обязательно.

Программа стоит дорого — порядка 600 тыс. руб. в расчете на семью до шести человек. По словам Дмитрия Ойнаса, «Не игра» проводится два-три раза в месяц, но уже есть очередь.

Изобретая наследие
Фото: музей «Коломенская пастила»

Альтернативный центр

Прививка новизны к уже знакомому контексту необязательно должна быть связана с попытками перезапустить малый или средний город через туризм. Она может быть вызвана самой насущной необходимостью, например создания альтернативных центров в крупных и крупнейших городах. Такие центры позволяют оптимально распределить транспортные и пешеходные потоки, повысить доступность социальных объектов и мест отдыха и досуга. Но это не отменяет ни ярких эмоций, ни вписанности в контекст.

В начале февраля 2025 года в Казани открылось новое здание Театра им. Галиасгара Камала, построенное по проекту московского архитектурного бюро Wowhaus совместно с известным японским архитектором Кенго Кумой

Театр стал площадкой IV Международного архитектурно-строительного форума «Казаныш» — за три дня мероприятие посетили более 45 тыс. человек. Значение объекта для Казани и республики в целом трудно переоценить: на открытии форума сооснователь Wowhaus Олег Шапиро получил от раиса Татарстана Рустама Минниханова почетную награду: звание заслуженного архитектора Республики Татарстан.

«Официальное название проекта — Национальный центр им. Галиасгара Камала, — сообщил „Эксперту“ Олег Шапиро. — И это действительно не театр, а огромный культурный центр общей площадью около 60 тыс. кв. м. Первый этаж — транзитный. В одном уровне он связан с городским кварталами, в другом, с понижением, выходит к набережной озера Кабан: к нему обращены сразу два амфитеатра, так что летом на воде можно устроить плавучую сцену. Человек всегда может пройти здание насквозь и по пути заглянуть в кафе, книжный магазин, на лекцию, концерт или театральную читку в камерном зале».

По словам Олега Шапиро, новый объект меняет гравитационное поле города и создает в нем новый центр притяжения. Структуру района вокруг озера Кабан он уже изменил. Сюда наконец-то дотянули благоустроенную набережную с противоположного берега, где уже строится новое дорогое жилье с видом на театр, который замкнул кольцо. При возведении здания убрали автозаправку, неуместную в прибрежной зоне, и старые гаражи — на их месте планируется разбить парк. Кроме камерного зала в театре есть три больших и четыре репетиционных. Предусмотрены возможности для устройства арт-резиденций и театральных студий. В их распоряжении, помимо сценических площадок, мастерские по производству театрального реквизита и костюмов — они витражами выходят на набережную. Вполне естественно, что XI Международная театральная олимпиада в июне пройдет в Казани именно в новом театре. Эмоции же от архитектуры гарантированы на протяжении всего года: облик здания с остроугольными стеклянными панелями отсылает к похожим на кристаллы ледяным цветам, которые появляются зимой на поверхности озера Кабан.

Изобретая наследие
Фото: Архитектурное Бюро WOWHAUS

Новые горизонты

О перекодировке задумались даже в городах на прифронтовых территориях. Так, в Белгороде запланировано создание нового исторического центра на месте разрушенного в Великую Отечественную монастыря. На участке в 7 га рядом со зданием областного правительства появится «Белый квартал», в отделке которого используется белый мрамор и применяются архитектурные элементы утраченных построек XIX века. В одной части квартала разместятся гостиницы, рестораны офисы, в другой — концертный зал классической музыки на 550 мест, лектории, российско-сербская школа сервиса и гостеприимства, куда первый набор будет осуществлен уже в этом году. «У нас создано 15 инвестиционных лотов — от 500 кв. м до 50 тыс. кв. м, — рассказал „Эксперту“ советник губернатора Белгородской области Дмитрий Разумов. — Гостиницы строит местный инвестор, оператором станет компания Domina, которая управляет отелями в Италии, Германии и Египте. Концертный зал для нас подготовит китайский проектный институт из Дэчжоу, города-побратима Белгорода. По всем объектам планируем выйти на стройку в этом году, а закончить — в следующем».

Размах международного партнерства — Сербия, Китай, Италия — внушает уверенность в успехе проекта, а главное — уверенность в скором восстановлении мира в регионе, который сегодня вряд ли рассматривают для отдыха даже самые горячие «рулоканты».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 28 апр 10:50
Какие архитектурные новации стоит внедрять в полярных городах
Города, 31 мар 15:11
ВЭБ.РФ представил «Берег Байкала» — проект развития территории бывшего БЦБК
Города, 19 фев 16:13
Подведены итоги реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»
Города, 30 янв 15:12
ВЭБ представил рейтинг городов по их вовлеченности в ГЧП-проекты
Свежие материалы
Переговоры длились недолго
В мире,
Первая за три года встреча российской и украинской делегаций прошла в Стамбуле
Российский рынок оказался на американских горках
Финансы,
Акции упали, а затем резко выросли
Экономисты изучили проблемы инвалидов
Общество,
АТРЭ выпустило доклад о людях с ограниченными возможностями здоровья