Интервью

Город идет к храму

Что такое сакральные пространства в городе и для чего они нужны

Город идет к храму
Изображение: «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
Новый сезон фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город», проводимый Москомархитектурой, в этом году посвящен теме «Архитектура духа. Новые формы и форматы сакральных пространств». В конце июня в столице прошел круглый стол «Есть ли будущее у храмовой архитектуры?», на котором «Эксперт» поговорил с ведущими специалистами и выяснил, какими в принципе могут быть эти сакральные пространства и как в них учитываются интересы горожан.

Новая профессия в девелопменте

Культурный центр «Фавор» на Мясницкой — место камерное, и много народу вместить не может. Показательно, однако, что в числе участников и гостей были не только искусствоведы, архитекторы, художники и активные горожане, но и представители крупного девелопмента. Выяснилось, что сегодня у застройщиков есть новая должность — руководитель проектов по строительству храмовых комплексов. По крайней мере, такая должность есть в краснодарской ГК «Точно».

«В каждом нашем жилом комплексе исходно предусматривается храм, — рассказала „Эксперту“ Елена Медведева, руководитель проектов по созданию храмовых комплексов компании. — Три в разработке в Краснодаре, один в Ростове-на Дону и два в Казани — православный храм и мечеть. С синагогами пока прецедентов не было. Что касается православных храмов, то если совсем недавно это были вполне традиционные постройки — беленые стены, горки кокошников, золоченые луковки-маковки, — то теперь возник интерес к более современным и неожиданным проектам».

Сейчас застройщик обратился к мастерской «Прохрам», неоднократному лауреату международного фестиваля «Зодчество» в секции храмовой архитектуры, с просьбой разработать проект храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» для ЖК «Первое место» в Новознаменском районе Краснодара.

«Поскольку это юг страны, то в облике храма есть отсылки к Византии, — пояснил, рассказывая о проекте, руководитель мастерской „Прохрам“ и магистр богословия Дмитрий Остроумов. — Несущие конструкции изнутри не будут обшиваться гипсокартоном, имитирующим своды — храмовые или Теремного дворца. Сегодня нужно больше думать об аскетичном интерьере, стараться показать красоту материала. Храм — доминанта обширного парка в окружении жилой застройки, но важно, что это все-таки именно храм в парке, а не парк при храме. В отдельном деревянном павильоне предусмотрено кафе».

Проект Подворья Патриарха Московского и Всея Руси при Храме Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»
Проект Подворья Патриарха Московского и Всея Руси при Храме Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Москве от мастерской «Прохрам». Изображение предоставлено архитектурным бюро «Прохрам»

«Когда я презентовала проект собственникам, это было, конечно, не совсем то, чего они ожидали, потому что ожидают обычно повторения каких-то привычных решений, — рассказывает Елена Медведева. — На защиту проекта пришлось потратить какое-то время, но чем больше людей с ним знакомится, тем больше они вдохновляются новым видением».

Здесь и представитель застройщика, и архитектор сходятся. По их словам, в прежние времена люди жили беднее, и городское окружение было не так разнообразно, как сегодня. Требовались яркие визуальные впечатления. Наоборот, в современном городе зрительных и любых иных впечатлений слишком много. Снаружи сейчас так пестро и нарядно, что внутри храма хочется именно простоты, даже аскезы, а не ковровых росписей и сусального золота. Тем более, что, по мнению художника-иконописца Антона Дайнеко, эти украшения все больше становятся бутафорией. «Ты открываешь дверь и попадаешь в удивительный сияющий мир, — пишет он в статье „Органичность и бутафория“. — Мир этот чем-то сродни Хогвартсу — все наполнено чудесными картинами, необычными людьми в непривычных одеждах, говорящих что-то и поющих на непривычном языке». Это мир, увы, никак не связан с реальностью, тогда как сакральное — именно реальность, высшего, но никак не вымышленного порядка.

Город идет к храму
Изображение предоставлено архитектурным бюро «Прохрам»

Сегодня важно, чтобы, попадая из внешнего хаоса в храм, человек мог успокоиться, остаться наедине с собой, подумать о чем-то действительно важном для себя или как минимум полюбоваться игрой света. Такая игра может быть особым образом организована. Например, в часовне брата Клауса, построенной в 2007 году по проекту известного швейцарского архитектора Петера Цумтора, свет проникает внутрь через отверстие-окулус в потолке, а стены выполнены из бетона. Его в течение трех с лишним недель наносили на выстроенные шалашом бревна, и, когда он затвердел, бревна сожгли — от них остались только полукруглые ложбинки в ряд.

Часовня брата Клауса
Часовня брата Клауса. Фото: Wolkenkratzer/Wikimedia Commons (CC-BY-SA-4.0)

Со светом активно работают и российские архитекторы, в частности архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». На прошедшей «АРХ Москве» они представители собственное видение современной архитектуры духа — проект храма в селе Териберка Мурманской области. Как сообщили в пресс-службе бюро, этот проект вдохновлен обликом утраченного в 2018 году Храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Кондопога. Основными материалами стали — дерево и стекло. Но дерево «переходит» в новое обличие: архитекторы раскрывают и оголяют конструктив здания, обычно скрытый от глаз. Прозрачная конструкция храма в ночное время создает образ маяка, который видно издалека, благодаря расположению на возвышенности. Особенно эффектен такой храм во время северного сияния.

В Териберке построят православный храм из дерева и стекла
В Териберке построят православный храм из дерева и стекла. Изображение предоставлено архитектурным бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»

Пространства между мирами

Фактура стен или игра света, особенно там, где можно рассчитывать на северное сияние — это сильные, но не всем и не всегда доступные вещи. Поэтому храмовые пространства делают шаг навстречу горожанам и более простыми способами.

Одним из самых известных примеров в Москве стала церковь священномученика Антипия Пергамского на Колымажном дворе — рядом с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Там есть и благоустроенный внутренний двор с объектами современного религиозного искусства, и популярное кафе «Антипа»: открытое в перестроенном хозблоке, оно используется также чтения лекций и кинопоказов. Воистину не небом единым — городу нужно хлеба и зрелищ.

Обычным явлением стали не только воскресные школы при храмах, но и самые разные кружки, швейные и гончарные мастерские, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, даже спортивные секции — например, студия бокса при храма Святителя Николая на Трех горах.

Несмотря на такие смелые шаги в город, разделение сакрального и профанного пространства, по мнению Дмитрия Остроумова, должно сохраняться. Просто есть сакральное литургическое — то, вокруг чего, собственно, и строится христианский храм, и сакральное вне церковных таинств и даже вне конфессий. В этом втором пространстве человек выпадает из пестрой и нервной текучки, стресса, залипания в смартфоне. Возникает нечто вроде буферной зоны, которая, хотя и служит продолжением улицы или площади, устроена по-другому. Это такая приглашающая территория, задача которой — подвести к порогу церкви. Заинтересовавшись, человек захочет войти и внутрь храма. Проектирование таких пространств — почти миссионерская задача. С другой стороны, внеконфессиональность может в полной мере сохраняться и даже выходить на совершенно новый уровень.

Дмитрий Остроумов рассказал о новом проекте своей мастерской. При поддержке экспертного сообщества Development 2.0 и архитектурного бюро ASADOV «Прохрам» разработал концепцию Центра русской культуры с православным комплексом в Саудовской Аравии. Главная постройка здесь символически объединяет все Авраамические религии — то есть прежде всего иудаизм, христианство и ислам. Крупное прямоугольное здание отсылает к идее единого бога, образу Небесного Града и одновременно утерянному раю, который, по преданию, находился как раз на Аравийском полуострове. Внутри предполагается устроить выставочный центр с зимним садом. Сад будут питать четыре потока, символизирующих реки, которые в библейской традиции называются Фисон, Гихон, Хидеккель (Тигр) и Евфрат. Эти потоки объединяться в одном канале в восточной части здания, который планируется завершить аркой с крестом.

Замеры для веры

В середине июня 2024 года, в день празднования Курбан-Байрама, в Альметьевске, одном из самых прогрессивных городов Республики Татарстан после масштабной реконструкции открылась центральная мечеть, она же — Религиозно-просветительский центр им. Ризы Фахретдина, известного популяризатора ислама.

Религиозно-просветительский центр им. Ризы Фахретдина
Религиозно-просветительский центр им. Ризы Фахретдина. Изображение предоставлено архитектурной мастерской «Арканика»

«Главной задачей было объединить глубоко верующих людей и людей светских, в первую очередь таких, конечно, кто интересуются культурой ислама, — рассказала „Эксперту“ Анастасия Андриянова, руководитель по развитию архитектурной мастерской „Арканика“. — Инициатором проекта выступил лидер городских трансформаций, компания „Татнефть“, а началось всё просто с того, что решили убрать парковку перед мечетью. На ее месте появился стилобат, который позволил объединить в одном здании самые разные функции, при этом на кровле самого стилобата организовали площадь».

На первом этаже расположился просветительский центр: библиотека, музей, посвященный развитию ислама на юго-востоке Татарстана, учебные аудитории. Фойе перед центром — трансформируемое пространство, которое может использоваться для проведения конференций, конгрессов, паблик-токов. Просветительский центр вместе с фойе образуют своего рода функциональное ядро. С одной стороны от него устроены комната никаха, то есть зал бракосочетаний, зал для церемонии имянаречения, а также халяльный ресторан с видом на Каскад прудов и променад вдоль воды. С другой стороны расположился ритуальный зал прощаний.

Город идет к храму
Изображение предоставлено архитектурной мастерской «Арканика»

Над стилобатом находится молельный зал для мужчин, третий этаж — зона для женщин, где, кроме своего молельного зала, расположены детская игровая комната, комната матери и ребенка. Четвертый этаж — административный блок.

«В ходе реконструкции мы приподняли купол, который в старом проекте 1995 года был практически посажен на кровлю, и за счет этого не только улучшили пропорции здания, но и открыли больше доступа для естественного света в здание, — рассказывает Анастасия Андриянова. — В навесных панелях центрального фасада мы прорезали в архитектурном бетоне шамаиль — традиционную для Татарстана шрифтовую композицию с цитатами из Корана или высказываниями крупных религиозных деятелей. Был выбран татарский шамаиль, который гласит: „Кто ищет знания, того ищет Рай“. Этот вариант устроил и представителей самой мечети, и заказчика, поскольку знания — душа ислама».

Эскиз надписи для последующего масштабирования выполнил известный в Татарстане художник-каллиграф Наджип Наккаш. Навесной фасад устроен с большим отступом от несущей стены, благодаря чему удалось эффектно подсветить шамаиль. Собственно, их два, и они зеркально отражают друг друга по обеим сторонам от центральном входа — такой прием в исламской архитектура называется мусенна.

В итоге удалось создать и новый объект притяжения в самом центре города, и место для прогулок и отдыха, и совмещенный с мечетью просветительский центр, где разделение уровней и зон работает так, как это всегда должно происходить в хорошей архитектуре: способствует снижению уровня взаимных конфликтов, а значит, сближению людей.

Город идет к храму
Изображение предоставлено архитектурной мастерской «Арканика»

Для оценки эффективности сакральных пространств используются параметры, стандартные для любых объектов-магнитов, например, интенсивность пешеходного потока и привлекательность для пользователей, определяемая обычно количеством релевантных фотографий, сделанных внутри или возле объекта и затем опубликованных в социальных сетях. Такой подход понятен, в конце концов, измеряемые количественные характеристики — нечто вроде новой веры для современных городов. Мы все время что-то считаем: шаги, калории, доходы, сумму переплаты по кредиту. И доверяем в конечном счете только цифрам. Но замеры мало подходят для веры, и сакральные пространства — не просто как-то по-особому облагороженные площади, скверы или парки. Да, они могут существовать и вне конфессией, но едва ли — вне веры вообще. Веры в то, что внутри каждого скрыто нечто безусловно ценное, органически ощущаемое как истина, но не поддающееся ни артикуляции, ни тем более точным подсчетам.

Материалы по теме:
Города, 26 ноя 11:25
Кто в России строит школы, поликлиники и другие социальные объекты
Города, 29 окт 19:50
Как в России пытаются совместить строительство с охраной памятников
Города, 28 окт 11:35
Современные учебные заведения могут стать драйверами развития территорий
Города, 7 окт 12:20
Как развивают экономику старшего возраста в столице
Свежие материалы
Колбаса говорит сама за себя
В мире,
В Китае массово подделывают российские товары
Елена Вартанова: «Журналистам не надо отчаиваться»
Мнения,
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Рынок труда требует смены квалификации
В мире,
К 2030 году немногие профессии позволят достойно зарабатывать