— В чем смысл и назначения новой премии?
— Для меня промыслы — это особенная форма живых «музеев», которые не застыли во времени, а продолжаются развиваться каждый на своей земле. Название премии «На_родном» хорошо отражает их значение. У многих из символов, ставших русскими, есть исторические зарубежные отсылки, матрешка и неваляшка — вдохновлены японской куклой дарума, самовар и ковер пришли к нам из Азербайджана, а промыслы — родились, выросли и развились внутри, в разных землях, в руках мастеров, и от этого они особенно родные. Буквально по Пастернаку — в них дышат почва и судьба.
— Получается как с вином, ведь лозу можно привезти откуда угодно, но по-настоящему драгоценный напиток всегда контролируется по месту происхождения?
— Да, оренбургский пуховый платок можно связать и в Челябинские, и даже в Китае — с полным соблюдением технологии и рисунка. Но только это будет уже совсем другой платок. Настоящий должен быть связан из пуха оренбургской пуховой козы, цвет которого может быть только серым или белым. А недавно слышала о требовании, что платок может быть связан только мастером, выросшим на оренбургской земле и здесь перенявшим традицию.
— Места бытования народных промыслов — это обычно села или малые города, и они убывают. Что с этим делать?
— К сожалению, пока ситуация именно такая. В промыслах не хватает молодых кадров, которые переняли бы опыт и были готовы посвятить несколько лет мастерству. И это вопрос не только оплаты. Важно повышать престиж профессии и регулярно говорить о мастерах, высоко оценивать их вклад. Для этого и нужна премия «На_родном». Премия дает понять, что ты не просто кустарь или ремесленник, сотрудник, а настоящий художник, мастер своего дела.
Одним из важных вопросов форума был вопрос о том, нужно ли сохранять привязку промыслов к существующим местам бытования или стоит рассмотреть возможность работы в технике удаленно. Решения пока нет. Для опасений есть причины: в больших городах на отдалении традиция и качество могут размываться, теряться, стремительно трансформироваться, и новое, более яркое и актуальное может вытеснить традиционное, чего допускать не хотелось бы. В то же время разрешение на удаленную работу может помочь решить проблему с кадрами в целом.
— Развитие внутреннего туризма может поддержать территории народных промыслов?
— Безусловно, развитие туристической инфраструктуры помогло бы и с привлечением кадров, и с формированием нового образа промыслов и пониманием их ценности. В номинации «Территории традиций» лучшим местом их бытования был назван Городецкий муниципальный район, родина уникальной росписи по дереву. Здесь создан потрясающий музейный квартал, но пока нет гостиниц, кафе и ресторанов, чтобы остаться тут на несколько дней. Но в целом у Городца есть потенциал стать следующим Суздалем или Плёсом, это очень живописный и творческий город.
Чтобы понять ценность промысла, к нему «надо пройти своими ногами». Надо приехать на производство и прикоснуться к волшебству того, как у тебя на глазах бесформенное дерево превращается в куклу. Передать этот опыт через фото или видео сложно. На производстве в Гжели поражает обилие розового цвета. И когда человек узнает, что до обжига «гжель» — это ропись серым по розовому, он сразу хочет поделиться этим открытием с другими. А цветы на жостовских подносах рождаются из особых мазков за счет кручения самого подноса...
— На форуме вы модерировали сессию по продвижению НХП в городах. Как с этим обстоит дело и с какими аудиториями нужно работать в первую очередь?
— Кажется, что сегодня PR — не первоочередная задача для наших промыслов, но уже очень скоро мы к ней придем. И здесь важно подобрать разные форматы коммуникации для разных аудиторий. Например, самая первая, теплая аудитория — те, кто уже понимает ценность художественных промыслов. Для таких людей нужно создать комфортный процесс покупки, красиво представить ассортимент, показать, как они могут спользовать покупки в жизни, как стилизовать интерьер или сервировать стол.
Есть люди, для которых слово «традиционный» означает что-то устаревшее, немодное. При работе с ними важны коллаборации НХП с дизайнерами, современными художниками, чтобы подчеркнуть, что слово «художественный» здесь не просто так, это предметы искусства.
Отдельная аудитория — дети. Организованные группы школьников можно часто встретить на экскурсиях на промыслах, но с ними нет бытового контакта. Мы с вами в детских садах сидели на стульях с хохломой, наизусть помним рисунки на Семеновской матрешке, да и суп ели своей деревянной ложкой. Сейчас не только дети, но и взрослые — экранная культура. Современный ребенок, например, не понимает, в чем ценность дымковской игрушки, зачем ему нужна какая-то глиняная лошадка в пятнышках. Но если бы в играх у него появился аватар в виде такой лошадки или была игра с персонажами Дымковского, Абашевского и Каргопольского миров, то появился бы контекст для интереса и взаимодействия. То же самое и с городами и территориями. В СМИ обсуждали то ли реальный случай, то ли вымышленную историю, когда мальчик с отцом потерялись в Лос-Анджелесе, и сын нашел дорогу домой без карт, потому что много играл в GTA. Мы могли бы создавать игры на основе наших собственных городов, куда потом захотелось бы поехать. Игры с национальными и локальными мотивами уже появляются, но в основном пока для взрослой аудитории.
— То есть, традиции все же надо разбавлять новациями?
— В работе с национальными символами нужно быть очень аккуратными. Неважно, что матрешку придумали к Парижской всемирной выставке 1900 года, неваляшку создали на пороховом заводе, а наличники изначально имели прикладное значение. Мы их себе присвоили и они обрели некую сакральность. Поэтому, когда дизайнер Рустам Усманов сделал арт-доски в виде скейтбордов, где для оформления были использованы мотивы наличников, это вызвало целую бурю возмущения. Создавалось впечатление, что важные символы буквально «бросают под ноги», хотя этноборды, как их назвал Рустам, изначально предназначались для декоративного оформления пространства, а не для катания. Красноярского художника Василия Слонова даже оштрафовали за то, что он украсил неваляшек тюремными татуировками и в целом его интерпретации образа неваляшки вызвали много негодования у аудитории и людей можно понять. Неваляшка — символ детства, к тому же она чем-то похожа на матрешку, а кто «обижает» матрешку, обижает Россию.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag