В программе фестиваля запланировано около десятка воркшопов, в том числе посвященных стихийному или неинституциональному сакральному.
«Для фестиваля мы всегда стараемся брать интересные, неожиданные темы, но тема сакрального — как раз вполне ожидаемая, даже базовая для нас, — рассказал нам Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры. — Архитектура в целом и родилась из сакрального. Никакой другой архитектуры у человечества долгое время просто не было. Она вся относилась к религии, высшим силам и смыслам, помогала людям обретать общую систему ценностей для взаимодействия. Для меня лично сакральность — это присутствие чуда в архитектуре. Если в ней нет ничего чудесного, то и архитектурой она называться не может. Если бы человек не вкладывал элементы волшебства, чуда или как минимум удивления в то, что он создает, то мы бы до сих пор не вышли из пещер, как птицы до сих пор живут в гнездах, а медведи в берлогах. Но мы вышли, потому что, как мне кажется, нашлось сакральное в архитектуре».
Конкретных проектов для реализации Москомархитектура не ждет, но после каждого «Открытого города» всегда возникают идеи, у которых есть потенциал для применения или, по крайне мере, идеи, создающие почву для размышления и дискуссий.
Одним из таких направлений, например, стало развитие здоровьесберегающей среды или салютогенный дизайн. Им занималось в прошлом сезоне Бюро А4 со студентами МАрхИ и Сеченовского университета — в рамках сетевой магистратуры, впервые в стране объединившей усилия главного архитектурного вуза с усилиями главного медицинского.
Тема сакрального родилась прошлой осенью благодаря воркшопу бюро Osetskaya.Salov, который так и назывался — «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». «Мы хотели выяснить, привязано ли сакральное к какому-то определенному топосу или же оно вкладывается в архитектуру независимо от пространственного окружения, — объяснила сооснователь бюро Татьяна Осецкая. — В ходе исследования подтвердилось, что привнесение сакральных смыслов в архитектуру — на самом деле рядовой процесс, как и потребность в сакральном — наша базовая потребность, которая проявляется в поиске смысла жизни за пределами повседневной рутины и материальных благ».
По мнению Татьяны Осецкой, местами такого поиска могут стать парки и сады, культурные центры и музеи, площади, обелиски или фонтаны. Духовная потребность сегодня не в полной мере удовлетворяется текущим состоянием городской среды и даже порой игнорируется как нечто избыточное для рядового горожанина.
В бюро Osetskaya.Salov считают, что сакральное пространство формируется на основе неких коллективных представлений — мифов, легенд, страхов и ожиданий. Оно всегда вырывает нас из цепких лап повседневности и переносит в иную темпоральность, иные формы опыта. Поэтому в сакральных пространствах преобладает символическое и складываются определенные ритуалы поведения.
Сходного мнения придерживаются и в бюро AПЕКС. «Любой человек может находить духовную значимость в самых неожиданных местах и вещах, — считает Андрей Шмелев, главный архитектор проектов в AПЕКС. — Это могут быть уголки природы, городские парки, уединенные места в центре мегаполиса или даже магазинчик на углу, куда человек приходит, потому что это стало для него традицией. Такие места выполняют функцию своеобразных „тихих убежищ“, где можно восстановить силы, услышать себя. Сакральное не обязательно должно быть связано с религиозными институтами: это моменты, когда человек ощущает связь с чем-то большим, чем он сам, даже находясь в гуще городской жизни».
«В широком смысле почти нет отличий между объектом сакральным и религиозным, поскольку и в том, и в другом случае мы обращаемся к глубоким чувствам и ценностям человека, которые могут иметь место и в мирской жизни, — считает Виктор Шичанин, главный архитектор проектов компании CM International. — У сакральности есть тайна, повергающая в трепет, mysterium tremendum. В городе должна присутствовать иррациональная часть, которую люди могли бы интерпретировать каждый по-своему. Сакральное противостоит рационализации города до абсолюта. Возможно, для городской экономики было бы выгоднее полностью перестроить исторические центры, но очевидно, в них есть что-то такое, что общество ценит и защищает».
Итогом фестиваля по традиции станет ноябрьская выставка в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. К ее открытию уже сложатся идеи, которые станут основой для реальных проектов и целых направлений деятельности.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag