Интервью

Зрелый подход

Как развивают экономику старшего возраста в столице

Зрелый подход
Фото: пресс-служба программы «Московское долголетие»
1 октября уже в 34-й раз во всем мире прошел День старшего поколения, учрежденный по инициативе ООН. А с 2021 г. организация проводит «десятилетие здорового старения», ведь людей старшего возраста становится все больше, и рост их влияния очевиден. Экономика «серебряного возраста» набирает обороты. «Эксперт» разобрался, как она работает в России, на примере проекта «Московское долголетие».

Опыт имеет значение

Продолжительность жизни растет — с 1950 г. она увеличилась на 20 лет, что, разумеется, влияет на экономику, и особенно на рынок труда. Так, Госсовет КНР прогнозирует, что к 2030 г. люди пожилого возраста составят четверть населения страны.

Достижения современной медицины способствовали «инфляции возраста», когда показатели здоровья современного человека в возрасте 70–80 лет гораздо лучше, чем у его сверстников сто лет назад.

«Таким образом, у современного человека появляются 20–30 „новых“ лет, которые он должен провести активно, сохраняя финансовую независимость и автономность», — отмечает заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Филиппов, который курирует в Правительстве Москвы проект «Московское долголетие».

Это новое время жизни можно использовать с пользой для себя и других. Опыт и навыки старшего поколения — та база знаний, которую можно передавать от поколения к поколению, например, через систему наставничества. Такой подход уже внедрен во многих российских компаниях.

Актуальная тема долголетия сместила фокус с медицинских аспектов процесса старения на социально-экономические эффекты и необходимость использования трудового ресурса старшего поколения в жизни общества.

Этой теме была посвящена и пленарная дискуссия форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» — «Долголетие будущего», модерировала которую вице-мэр Анастасия Ракова. Выступая на ней, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан объяснил, как рост продолжительности жизни без изменений, связанных со старшим возрастом и его социально-экономической активностью, может привести к краху национальные финансовые системы большинства стран.

Новые варианты интеграции старшего поколения в экономическую и социальную жизнь — это вызов и требование времени. По словам Аузана, у старшего поколения есть несколько явных преимуществ перед молодыми — это системное мышление и привычка работать на работе в очном режиме, что особенно актуально для Москвы.

«Пандемия перевела практически всех на удаленный режим работы, и теперь большой проблемой стало вернут людей в офис, особенно молодежь. Мы сейчас делаем исследовательский проект с IT-компаниями, и видим, что молодых в офис нужно затягивать, им нужно доплачивать, чтобы они хотя бы на часть времени вернулись в офис. А со старшим поколением не так, потому что они всегда очень хотели именно ходить на работу — это же социализация. Старшее поколение может образовывать такое ядро, магнит, чтобы в какие-то дни молодые специалисты все же появлялись в офисе, и корпоративная культура не превращалась в такую виртуальную сказку», — сказал Александр Аузан в ходе пленарной дискуссии.

Он также отметил, что у работников предпенсионного и постпенсионного возраста есть ряд других существенных преимуществ перед молодым поколением: они обязательны, надежны и обладают уже наработанным опытом в своей сфере.

Выпускница «Серебряного университета»
Выпускница «Серебряного университета»
Фото: пресс-служба программы «Московское долголетие»

Бабушка — профессионал

Понимая новый тренд на самоактуализацию и необходимость возвращения старшего поколения в экономику города, крупнейший в России проект «Московское долголетие» активно развивает программы переподготовки и обучения современным профессиям. В новом учебном году стартовали 14 программам «Серебряного университета» на базе двух московских вузов — Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Москвичи 55+ могут пройти обучение очно или онлайн и получить диплом по востребованным на рынке труда профессиям.

МГПУ делает акцент на программах по педагогике: основы тьюторской деятельности, педагог дополнительного образования, домашнее обучение и воспитание (гувернерство). Особой популярностью последние годы пользуется программа экскурсоведение, где «серебряные» студенты учатся составлять собственные экскурсионные маршруты и оттачивают коммуникативные навыки. В этом году 11 выпускников-экскурсоводов были трудоустроены в проект «Московское долголетие»: они проводят экскурсии для участников по специальному маршруту «Нестарый Арбат», который посвящен местным долгожителям.

Также в партнерстве с Международной академией нутрициологии в МГПУ начали преподавать новую на рынке труда профессию — «специалист по здоровому питанию». Полученные знания будут полезны и в жизни, и в работе.

Университет «Синергия» делает акцент на развитии современных интернет-профессий: компьютерная графика и дизайн, интернет-маркетинг, создание сайтов и веб-дизайн. Участники проекта учатся работать со специальными программами, пользоваться инструментами продвижения идей и проектов. Кроме того, здесь можно получить диплом наставника по воспитанию и обучению, свидетельство младшей медицинской сестры и сертификат преподавателя основ психологии и личностного роста.

Еще один новый вектор развития проекта «Московское долголетие» — помощь старшему поколению в монетизации хобби. Среди участников проекта есть немало мастериц, которые создают своими руками игрушки, предметы декора, украшения, свечи, сумки, картины и многое другое. Пройдя школу бизнеса в «Московском долголетии», они узнают, как стать самозанятым и организовать торговлю на маркетплейсах. Первые участники этого бизнес-­эксперимента предложили свою продукцию на выставке-­продаже творческих изделий, приуроченной ко Дню старшего поколения, которая прошла в главном офисе Сбербанка в Оружейном переулке. Посетить маркет и купить памятный сувенир могли все желающие.

За 6 лет своего существования столичный проект «Московское долголетие» фактически смог сформировать в городе новую отрасль экономики — образование для старшего поколения и рынок товаров и услуг для возрастной группы 55+. «Мы открыли компаниям новую целевую аудиторию и показали, что они могут покупать что-то еще, кроме лекарств и дачного инвентаря. Например, спорттовары, ЗОЖ-продукцию и товары для творчества и онлайн-образования. Пользователями проекта стали более 600 тысяч человек, и это большой рынок», — говорит заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Филиппов. Очевидно, что по мере увеличения доли старшего поколения москвичей этот рынок будет расти, и, как говорят экономисты, те, кто первыми научатся работать с этой целевой аудиторией, станут лидерами.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 29 сен 13:55
Как энергосистема влияет на развитие городов
Города, 24 сен 19:35
Как формировать городские пространства для подростков
Города, 22 сен 10:00
Как мегаполисы конкурируют за молодые таланты
Города, 18 сен 17:20
Как социальная сфера может стать основой развития целого города
Свежие материалы
Россия оказалась крепка умом
Наша страна вошла в десятку самых интеллектуально развитых
Санкции против «Газпромбанка» ударили по релокантам
Россияне за границей не могут получить свои деньги
Вертолеты раскрутили импортозамещение
Промышленность,
Авиакомпании в 2024 году получили плановый объем винтокрылых машин