Интервью

«Актив, за который нужно держаться до последнего, — это репутация»

Основатель 4FRESH Антон Козлов о своей деловой философии

«Актив, за который нужно держаться до последнего, — это репутация»
Фото: ВЭБ.РФ
Сооснователь интернет-магазина натуральных товаров 4FRESH Антон Козлов рассказал главному управляющему директору, главному стратегу ВЭБ.РФ, директору по специальным проектам Агентства стратегических инициатив Михаилу Хомичу о своем пути в бизнесе, деловых принципах и дал советы начинающим предпринимателям. «Эксперт» публикует наиболее интересные фрагменты этой беседы. Полную версию можно посмотреть здесь.

Что может подтолкнуть к основанию бизнеса

Я вижу в себе негативные черты, которые подталкивали меня к предпринимательству. Мне очень важно быть самым главным. Твою идею по пути извратит миллион людей, которые зайдут в нее ручками, — и тебе хочется стоять в центре и контролировать реализацию. Быть самым главным для меня часто было важнее всего, и предпринимательство позволяет эту модель реализовывать. Не боишься ответственности, берешь на себя общий контур, меняешь запчасти, компоненты, необходимые для достижения цели, а клиент или рынок оценивают это деньгами, показывая, нужно это было или нет. Мое эго позволило мне начать, потому что мне было важнее всего, чтобы всё было по-моему.

Как относиться к рискам

Хочу напомнить всем стартаперам, которые говорят про дифференциацию рисков: «Мы хеджируемся», то же, что и всегда говорил: вы голожопики, у вас одна монетка, а вы в большом казино. Не нужно думать, как вы будете перестраховываться, а нужно выбрать цифру и поставить на нее. Быстро проиграть — fail fast, потом пойти на улицу, собрать бутылки, сдать, получить новую монетку и снова поставить. Для максимального выигрыша нужно отдавать всё, что у тебя есть. Отказаться от чувства безопасности, поставить эту монетку и убрать от нее руку.

Что заставляет заняться товарами для здорового образа жизни

Есть три самых сильных драйвера выхода в этот сегмент. Первый — ожидание и появление ребенка. Это переворачивает жизнь в любой семье: даже если ты ходил по злачным местам, с точки зрения концепции отношения к себе вел себя разгильдяйски, то ребенок всё перезагружает — всё, что у тебя есть, хочется отдать ребенку. Второй — когда врачи тебе предлагают ногами вперед зайти в тему ЗОЖ. То есть ты себя довел до такого состояния, что чувствуешь себя очень плохо, идешь за волшебными таблетками и слышишь, что волшебных таблеток нет и тебе надо менять образ жизни, питание, расписание. Третий — это очень ограниченный круг людей; мы их называем smart consumers — умные покупатели. Они знают больше чем ты, читают исследования и точно понимают, что им нужно. Я считаю, что таких людей в России примерно миллион. Эти люди, в каком бы они финансовом состоянии ни оказались, уже не вернутся на неправильный путь.

Чем отличаются бизнесмены от энтузиастов

Все магазины, с которыми мы конкурировали, закрылись — больше нет ни одного. Увидев это, я понял, что лучше быть классным предпринимателем и незожником, чем классным зожником и плохим предпринимателем. Любого визионера или евангелиста предприниматель разбирает по кускам — просто потому, что здесь вопрос выживания. И инструменты бизнеса везде одинаковые: и в зожном магазине, и в «Пятерочке».

О репутации

Была ситуация, когда я пришел к сотрудникам и сказал: «Наш главный клиент обанкротился и остался должен много денег, но мы что-нибудь придумаем». Все сказали: «Антоха, мы с тобой», но трое на следующий день уволились. С выплатой зарплат у нас проблем никогда не было, были проблемы с оплатами поставщикам. Но я всегда говорю, что у предпринимателя есть актив, за который нужно держаться до последнего. Это репутация.

Об A-people, B-people и C-people

Люди делятся на A-people, B-people и C-people. Кажется логичным, чтобы A-people — те, кто настоящие «альфы», которые всё понимают и всё умеют, нанимали каких-то A±people, еще более компетентных в каких-то вещах. То есть для лидера маркетинга, например, это человек, который умеет делать суперрассылки с суперконверсией. Но люди так не поступают в силу своей психологии. Во-первых, таких сложно искать. Во-вторых, такими сложно управлять. На самом деле, A-people нанимают себе B-people, а B-people — C-people. Я всегда шучу, что C-people потом нанимают Г-people, и не тонете вы потому, что вокруг много последних. На самом деле, важно до этих Г-people не добираться. Нужно понимать долгосрочные последствия неправильного найма, чтобы не появилась ржавчина.

На что ориентироваться, придумывая бизнес

Посмотрите на лучшие компании в том, чем вы собираетесь заняться, особенно зарубежные. Найдите две-три компании мирового масштаба, подумайте о том, как их победить. Цельтесь во что-то огромное: на самом деле, по энергозатратам строить кофейню в Балабаново и сеть Sratbucks — это примерно одинаково. Всё равно придется собирать команду, придумывать вкусы, выбирать стаканчики, рисовать логотип, нанимать бухгалтера. Старайтесь сразу противопоставить себя чему-то большому. Я, начиная игру в теннис, всегда представляю, как встречу Надаля или Федерера и как буду им забивать. Даже если вы станете вторым, третьим или десятым, это будет лучше, чем строить регионального шаромыжника.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 25 дек 11:02
Предприниматели, ученые и финансисты вспоминают события 2024 года
Мнения, 24 дек 09:40
Как будет развиваться рынок наружной рекламы
Мнения, 12 ноя 08:57
Страховой рынок почти пережил этап стихийного кризис-менеджмента
Свежие материалы
Как меняются тренды в ПИФах
Бурный рост открытия новых инструментов из ЗПИФов перешел в биржевые фонды
Россия и Иран установили сердечные отношения
В мире,
Зачем иранский президент приезжал к российскому
Россия оказалась крепка умом
Наша страна вошла в десятку самых интеллектуально развитых