
Научный сотрудник Группы региональных политических проблем стран Востока и Юга Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН:
— С охлаждением отношений ЮАР и ЕС с США проведение саммита ЕС-ЮАР напрямую не связано, поскольку такие мероприятия организуются сильно заранее. Но безусловно, позиция президента Штатов и его администрации на повестку саммита повлияла. Политический разворот Трампа к России, его намерения ввести тарифы в отношении европейских товаров — всё это подталкивает ЕС и ЮАР к более тесному сближению.
Трамп в некотором роде мыслит образами холодной войны, когда Израиль выглядел как некий «форпост Америки» в Ближневосточном регионе, окруженный «арабской угрозой». Естественно, что антиизраильская позиция, причем озвученная конкретно и недвусмысленно, Трампа не может не раздражать.
Евросоюз и ЮАР — стратегические партнеры, соглашение об этом было подписано в 2007 г. Нынешний саммит был призван подчеркнуть дальнейшее укрепление их политических и экономических связей, а также обозначить позиции по вопросам конфликтов: СВО на Украине, Ближний Восток, война в районе Великих африканских озер, конфликт в Судане и др.
Впрочем, между ЕС и ЮАР нет дружбы. Южная Африка, как и многие африканские страны, старается придерживаться политики разнонаправленных многосторонних отношений, выстраивая их и с Россией, и с ЕС, несмотря на то что между Брюсселем и Москвой существует напряженность. Здесь нет той самой жесткой парадигмы холодной войны: дескать, либо ЮАР с ЕС, либо она с Россией. Нет, ЮАР будет взаимодействовать и с Россией, — как в рамках БРИКС, так и вне, — и с Евросоюзом как в целом, так и с отдельными странами.
Возможно, что ЕС хочет (и, видимо, постарается принять какие-то меры), чтобы ЮАР более внятно обозначила свою политическую позицию в вопросе украинского кризиса, и желательно, чтобы данная позиция более или менее совпадала с позицией Евросоюза. Однако в данном случае Южная Африка твердо придерживается нейтралитета.
Какие проблемы у США с ЮАР
Президент США Дональд Трамп критикует южноафриканские власти за дискриминацию белого населения и конфискацию земли у африканеров. Так, в 2024 г. в ЮАР был принят новый закон об экспроприации, который предусматривает «нулевую компенсацию», если собственник не использует землю либо если цель владения ею заключается в получении выгоды от роста ее рыночной стоимости. По задумке законодателей это позволит расширить доступ к земле и обеспечит оптимальное ее использование в стране, где темнокожие владеют только 4% частных территорий.
Другим поводом для критики Трампа стало развитие отношений ЮАР с Ираном в сферах торговли, обороны и энергетики. И хотя президент ЮАР Сирил Рамафоса пояснял, что Претория не сотрудничает с Тегераном по ядерной энергетике, должного воздействия это не возымело. Наконец, Вашингтон не устраивает поданный ЮАР в декабре 2023 г. иск в Международный суд ООН против Израиля с обвинениями в геноциде палестинцев в секторе Газа.
Своим указом от 7 февраля 2025 г. президент США прекратил всю поставлявшуюся в ЮАР американскую помощь. По ее объемам Южная Африка была на 14-м месте, в 2024 г. Штаты выделили ей $323,4 млн, из которых $220,5 млн — на борьбу с ВИЧ/СПИД.
Кроме того, США бойкотирует встречи «Большой двадцатки» (G20), в которой ЮАР председательствует с 1 декабря 2024-го. Так, госсекретарь Марко Рубио отказался прибыть на состоявшуюся 20–21 февраля в Йоханнесбурге встречу глав МИД «Двадцатки», а министр финансов США Скотт Бессент не явился на заседание финансового блока G20, которое проходило 25–26 февраля в Кейптауне.
Впрочем, ЮАР пока продолжает пользоваться преференциями в торговле с США в рамках Закона о росте и возможностях в Африке (AGOA), принятого еще в 2000 г. при Джордже Буше-младшем. За время действия этого документа Штаты неоднократно «отключали» от него отдельные африканские страны в связи с приходом в них к власти неугодных режимов или под предлогами «нарушений прав человека» (недавние примеры: Габон, Нигер, Уганда, Мали). Изначально документ был рассчитан на 15 лет, и в июне 2015 г. был продлен еще на 10 лет. Его действие завершается летом 2025 г., перспективы еще одного продления, как и американо-африканской торговли в целом, в настоящее время довольно туманны.

Эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ:
— На саммите с ЕС было принято решение о выделении ЮАР 4,7 млрд евро, главным образом на поддержку энергетического перехода. Южная Африка, благодаря такой поддержке, выступает как одна из региональных опор для европейской повестки энергетической безопасности с ее пониманием чистых возобновляемых источников энергии, климатической нейтральности и т.д. ЮАР в эту игру играет, поскольку других вариантов у нее не так много: страна испытывает хронические проблемы с обеспечением населения электроэнергией.
В ЮАР складывается определенный диссонанс между внешнеполитическим и внешнеэкономическим взаимодействием. С учетом того, что у власти продолжает находиться партия «Африканский национальный конгресс», идеологически стране легче найти общий язык с Россией, Китаем и другими странами развивающегося мира, чем с ЕС или США. Отсюда же проистекает активная поддержка Палестины. Но на это накладывается тот факт, что экспорт из Южной Африки преимущественно идет в страны западного мира: где-то 19% приходится на ЕС и еще 7,5% — на США, а страны БРИКС в совокупности занимают 16,5%, большая часть из которых приходится на Китай.
Южная Африка не может полностью отказаться от взаимодействия с ЕС — ключевого рынка сбыта южноафриканской сельскохозяйственной продукции (21% против 8,4% у БРИКС) и товаров обрабатывающих отраслей (25%, а у БРИКС — 7%). Важно для ЮАР сохранять отношения и с Вашингтоном, особенно в части преференциального доступа на американский рынок через AGOA.
К слову, Южная Африка богата значительным числом критических минеральных ресурсов, к которым сейчас приковано повышенное внимание. При этом 50% минерального экспорта страны направлено в страны БРИКС, тогда как на западный мир приходится только 18,7%. Этот разрыв, однако, не означает, что минеральное сырье не интересует Европу: в тематической стратегии ЕС Южной Африке отводится значимое место и сотрудничество набирает обороты.
Касаемо экспроприации земель, против которой высказывался Дональд Трамп: несмотря на то что президент ЮАР подписал соответствующий закон, каких-либо радикальных шагов правительство предпринимать не станет. Южная Африка совершенно точно не желает повторения той ситуации, которая имела место в Зимбабве в начале 2000-х гг., где массовая экспроприация земель у белых фермеров завершилась упадком сельхозпроизводства, дефицитом продовольствия, гиперинфляцией и экономическим кризисом.
В целом не стоит ожидать, что изменения в отношениях ЮАР с США или развитие отношений Претории с ЕС как-то отразится на сотрудничестве с БРИКС или Россией в частности. Ключевой посыл всей внешней политики Южной Африки заключается в том, чтобы извлекать выгоду из балансирования между Западом и Незападом. И пока такое балансирование остается возможным, предпосылок к тому, чтобы ЮАР резко заняла ту или иную сторону, не возникает.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag