Кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Из преимуществ стандартизированного экзамена эксперты отмечают сглаживание образовательного неравенства при поступлении, поскольку ЕГЭ сдается в школе вне зависимости от географической близости абитуриента к конкретному вузу. Программа ЕГЭ более точно отражает школьную программу по сравнению с экзаменационными вариантами, предлагавшимися вузами до унификации правил приема. Система оценивания является более прозрачной и объективной, чем ранее, а индивидуальные результаты ЕГЭ являются сопоставимыми для учащихся разных школ и регионов. Кроме того, введение ЕГЭ в большинстве случаев позволило нивелировать нечестные практики при поступлении. Наконец, у абитуриентов имеется возможность подачи заявлений в несколько вузов, что также положительно влияет на общий уровень доступности высшего образования (напомним, что в этом году появилась еще и возможность пересдачи одного ЕГЭ до завершения приемной кампании в вузах).
Однако исследования показывают, что на результаты ЕГЭ — основного критерия для зачисления — помимо способностей и мотивации абитуриента, оказывают влияние характеристики семьи, школьного и дополнительного обучения, а также различия в социально-экономическом развитии. Так, дети из семей, где хотя бы у одного родителя есть диплом о высшем образовании, получают более высокие баллы за счет большей вовлеченности взрослых в образовательный процесс. Кроме того, существует положительная и статистически значимая связь между доходом родителей и результативностью учащихся, поскольку деньги определяют возможности для платной дополнительной подготовки, а также позволяют оплачивать обучение в выбранном вузе на коммерческой основе, если абитуриент не поступит на бюджетное место. Таким образом, семейные ресурсы (материальные и нематериальные) положительно сказываются на успеваемости, что отражается на баллах ЕГЭ и шансах на поступление в выбранный вуз.
Среди жителей небольших городов и сельской местности в среднем ниже доля людей с высшим образованием, более скромное материальное положение. Кроме того, в больших городах более широкий выбор школ и выше качество среднего образования, а также программ дополнительной подготовки.
Школьники из сельской местности могут быть ограничены в выборе образовательного учреждения еще и тем, что для обучения в вузе им необходимо будет менять место жительства, а это влечет за собой новые, не для всех посильные расходы
Результаты опроса студентов-первокурсников, проведенного в рамках мониторинга экономики образования в 2022 году, показывают, что абитуриенты из Москвы и Петербурга получают значительно более высокие баллы ЕГЭ. Разница между абитуриентами из столичных регионов по этому показателю может достигать 8 баллов из 100. Однако даже имея одинаковые баллы, учащиеся из столичных регионов выбирают селективные (престижные, с высоким уровнем ЕГЭ для поступления) вузы: подобная разница еще более существенна и в среднем может достичь 13 баллов из 100.
Баллы ЕГЭ (усредненный показатель)
Следовательно, студенты из разных населенных пунктов сталкиваются с неравенством как минимум дважды: в момент, предшествующий поступлению (оно выражено в баллах ЕГЭ), и в процессе поступления (при выборе вуза определенного качества или уровня селективности).
Поступающие из крупных городов выигрывают от стандартизированной системы отбора, так же, как выигрывали раньше, поскольку сталкиваются с меньшими барьерами по сравнению с сельскими абитуриентами. В отсутствие дополнительных механизмов поддержки последних возникает образовательное неравенство, которое может закреплять неравенство на рынке труда, а институт высшего образования вместо того, чтобы выполнять функцию социального лифта, лишь усиливает расслоение в обществе.
Для решения этой проблемы можно сосредоточиться на следующих направлениях:
- создание программ информационной и организационной поддержки семьи, поскольку недостаточный уровень культурного капитала родителей способствует возникновению и развитию неравенства;
- реализация программ академической поддержки школьников сельской местности и малых городов (инвестиции в качество школьного образования), поскольку фактор успеваемости оказывает статистически значимое влияние на результаты ЕГЭ и на уровень селективности вуза;
- развитие онлайн-репетиторства, поскольку оно позволяет предоставлять дополнительные образовательные услуги с меньшими затратами и обеспечивать равные условия для учащихся независимо от их фактического местонахождения.