Интервью

ЕГЭ всеобщего равенства

Почему абитуриенты из крупных городов имеют больше шансов на поступление в вуз

ЕГЭ всеобщего равенства
ЕГЭ как система отбора абитуриентов в вузы появилась 23 года назад. Единый экзамен должен был стать механизмом, уравнивающим возможности поступления в высшие учебные заведения для школьников из разных регионов и населенных пунктов. Однако критики ЕГЭ считают, что стандартизированный экзамен решил проблему доступности высшего образования не полностью. Несмотря на то что введение ЕГЭ привело к росту образовательной мобильности, повысив шансы на поступление в желаемый вуз для абитуриентов из небольших городов и сельской местности, поступающие из крупных городов, например, по-прежнему имеют преимущество, которое, впрочем, можно нивелировать за счет ряда дополнительных образовательных программ.
Илья Прахов
Илья Прахов

Кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Из преимуществ стандартизированного экзамена эксперты отмечают сглаживание образовательного неравенства при поступлении, поскольку ЕГЭ сдается в школе вне зависимости от географической близости абитуриента к конкретному вузу. Программа ЕГЭ более точно отражает школьную программу по сравнению с экзаменационными вариантами, предлагавшимися вузами до унификации правил приема. Система оценивания является более прозрачной и объективной, чем ранее, а индивидуальные результаты ЕГЭ являются сопоставимыми для учащихся разных школ и регионов. Кроме того, введение ЕГЭ в большинстве случаев позволило нивелировать нечестные практики при поступлении. Наконец, у абитуриентов имеется возможность подачи заявлений в несколько вузов, что также положительно влияет на общий уровень доступности высшего образования (напомним, что в этом году появилась еще и возможность пересдачи одного ЕГЭ до завершения приемной кампании в вузах).

Однако исследования показывают, что на результаты ЕГЭ — основного критерия для зачисления — помимо способностей и мотивации абитуриента, оказывают влияние характеристики семьи, школьного и дополнительного обучения, а также различия в социально-экономическом развитии. Так, дети из семей, где хотя бы у одного родителя есть диплом о высшем образовании, получают более высокие баллы за счет большей вовлеченности взрослых в образовательный процесс. Кроме того, существует положительная и статистически значимая связь между доходом родителей и результативностью учащихся, поскольку деньги определяют возможности для платной дополнительной подготовки, а также позволяют оплачивать обучение в выбранном вузе на коммерческой основе, если абитуриент не поступит на бюджетное место. Таким образом, семейные ресурсы (материальные и нематериальные) положительно сказываются на успеваемости, что отражается на баллах ЕГЭ и шансах на поступление в выбранный вуз.

Среди жителей небольших городов и сельской местности в среднем ниже доля людей с высшим образованием, более скромное материальное положение. Кроме того, в больших городах более широкий выбор школ и выше качество среднего образования, а также программ дополнительной подготовки.

Школьники из сельской местности могут быть ограничены в выборе образовательного учреждения еще и тем, что для обучения в вузе им необходимо будет менять место жительства, а это влечет за собой новые, не для всех посильные расходы

Результаты опроса студентов-первокурсников, проведенного в рамках мониторинга экономики образования в 2022 году, показывают, что абитуриенты из Москвы и Петербурга получают значительно более высокие баллы ЕГЭ. Разница между абитуриентами из столичных регионов по этому показателю может достигать 8 баллов из 100. Однако даже имея одинаковые баллы, учащиеся из столичных регионов выбирают селективные (престижные, с высоким уровнем ЕГЭ для поступления) вузы: подобная разница еще более существенна и в среднем может достичь 13 баллов из 100.

Баллы ЕГЭ (усредненный показатель)

Баллы ЕГЭ (усредненный показатель)
Источник: Мониторинг экономики образования, 2022 г.

Следовательно, студенты из разных населенных пунктов сталкиваются с неравенством как минимум дважды: в момент, предшествующий поступлению (оно выражено в баллах ЕГЭ), и в процессе поступления (при выборе вуза определенного качества или уровня селективности).

Поступающие из крупных городов выигрывают от стандартизированной системы отбора, так же, как выигрывали раньше, поскольку сталкиваются с меньшими барьерами по сравнению с сельскими абитуриентами. В отсутствие дополнительных механизмов поддержки последних возникает образовательное неравенство, которое может закреплять неравенство на рынке труда, а институт высшего образования вместо того, чтобы выполнять функцию социального лифта, лишь усиливает расслоение в обществе.

Для решения этой проблемы можно сосредоточиться на следующих направлениях:

  • создание программ информационной и организационной поддержки семьи, поскольку недостаточный уровень культурного капитала родителей способствует возникновению и развитию неравенства;
  • реализация программ академической поддержки школьников сельской местности и малых городов (инвестиции в качество школьного образования), поскольку фактор успеваемости оказывает статистически значимое влияние на результаты ЕГЭ и на уровень селективности вуза;
  • развитие онлайн-репетиторства, поскольку оно позволяет предоставлять дополнительные образовательные услуги с меньшими затратами и обеспечивать равные условия для учащихся независимо от их фактического местонахождения.

Материалы по теме:
Мнения, 13 янв 19:07
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Мнения, 9 сен 11:40
Как меняется портрет студента
Свежие материалы
Уголь ищет новый маршрут
Промышленность,
Компаниям Кузбасса придется активизировать поставки в Индию
Почему бедных людей не становится меньше
В мире,
Колониальная политика формирует имущественный разрыв
Как требования ЦБ к IPO повлияют на рынок
Финансы,
Банк России отправил эмитентам рекомендации по подготовке размещений