Интервью

ИИ учит и учится

Как технологии искусственного интеллекта внедряются в вузах

ИИ учит и учится
ChatGPT ежедневно обрабатывает 2,5 млрд промптов со всего мира, и очевидно, что среди этих обращений значительную долю составляют запросы от студентов и школьников, которые решают учебные задачи. Это хорошо или плохо? Может быть, не стоит беспокоиться и поддаваться синдрому Сары Коннор? Реальность такова, что безумно популярные ИИ-технологии используются сейчас повсеместно. Как исследователь ИИ и преподаватель ИТМО я практически ежедневно наблюдаю за ростом влияния этих новых технологий на студентов и образовательный процесс. В этой колонке я поделюсь с вами своими наблюдениями на эту тему.

Артем Береснев, к.т.н., старший преподаватель факультета прикладной информатики ИТМО

История использования ИИ пока совсем непродолжительна, но уже есть исследования о его влиянии на людей. Ученые из Института Макса Планка проанализировали больше 700 тыс. часов записей лекций и подкастов (живой человеческой речи) и установили, что люди стали чаще, чем в «доИИшную эру», использовать речевые обороты, свойственные ChatGPT. То есть они зафиксировали возникновение обратной связи: наученный на наших текстах ИИ формирует информационную среду, влияющую в итоге на нашу речь. ИИ всего за несколько лет заметно повлиял на пространство языка, а значит, и на способ мышления.

Есть еще одно нашумевшее исследование Массачусетского технологического института (MIT) с грозным названием «Ваш мозг под воздействием ChatGPT: накопление когнитивного долга при использовании AI-ассистента для написания эссе». В нем от участников эксперимента требовалось написать эссе с использованием чат-бота и без него. Работы, созданные с использованием чат-бота, были скучны и однообразны. Но главное, что через какое-то время сами авторы не могли воспроизвести основные идеи своих текстов, а электроэнцефалография показывала низкий уровень нейронной активности зон мозга, ответственных за внимание. Авторы не делают алармистских выводов, а пишут о том, что ИИ, особенно в обучении, надо использовать осмысленно и осторожно. Стремление нашего мозга при любой возможности экономить энергию и работать меньше в сочетании с доступным инструментом, позволяющим мозгу лениться, образуют «убойное комбо».

Когда студент делегирует ИИ когнитивную деятельность, он (или она) отказывается от истинных целей образования — навыков познания и создания нового, а по сути, от формирования новых и усложнения старых нейронных связей

Если студент осознанный, то он стоит перед нелегким выбором: сделать быстро и легко, получить преимущество в скорости прямо сейчас или делать самому в расчете на когнитивное преимущество в будущем. Первый подход наносит удар по самой сути образования, потому что просто получить ответ — не значит научиться и понять проблему.

Новый вызов системе образования очевиден. Но есть ли решение? Попробуем разобраться на примерах.

Как преподаватель ИТ-дисциплин, я часто вижу в работах студентов код, написанный чат-ботом. Иногда код не проходит тесты из-за несоответствия задаче, иногда он слишком сложный для уровня студента, а иногда решение просто великолепно. Если студент схитрил, он не сможет объяснить, как работает код. Очевидно, что такой пользователь ИИ не только не получит зачет, но и лишит сам себя нужных для успешного будущего знаний. С другой стороны, запрещать использование ИИ при разработке бессмысленно, поскольку это необходимый сейчас в IT навык.

Как же быть? Можно, например, написать код самому, а потом попросить ИИ дать рекомендации по его улучшению или показать примеры из «лучших практик». Можно безопасно для своего обучения попросить сделать каркас кода, а сложную алгоритмическую часть разработать самостоятельно.

Перед системой образования встает задача создания и популяризации экологичных способов использования искусственного интеллекта учащимися. Этот путь не будет легким, поскольку бороться придется с темной (ленивой) стороной человеческой личности

Хорошим решением может стать разработка специализированных ИИ-платформ, где ИИ будет подсказывать, направлять, но не делать задания за учащегося. Такие подходы к обучению уже используются в Гарварде и разрабатываются у нас в ИТМО.

Еще одна существенная проблема — использование учащимися ИИ при подготовке объемных текстов: рефератов, эссе, выпускных квалификационных работ. Если выпускается историк или филолог, то это является неприемлемым, поскольку работа с текстом — основа их профессии. А если речь идет о программисте или DevOps-инженере, когда текст диплома лишь дополнение к разработке? Допустимо ли в этом случае использование ИИ и в какой мере?

Сейчас тексты дипломных работ проходят проверку на плагиат, при которой одновременно оценивается процент сгенерированного текста. В Китае установлены жесткие требования по доле генерации, у нас же эта оценка пока только принимается к сведению. Недавно в ИТМО одна студентка сдала работу, где около 70% текста детектор опознал как результат генерации. На защите она честно сказала, что как программист она чувствует себя прекрасно, но как технический и академический писатель — нет и попросила ИИ привести в порядок ее текст (промпты и исходный текст был предоставлен комиссии). Подлога и моральных нарушений не было, и студентка прекрасно продемонстрировала компетенции, необходимые для ее специальности.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 13 авг 08:00
У России есть стратегические возможности стать лидером в направлении ИИ
Мнения, 13 авг 08:00
Россия встраивается в новую цифровую реальность
Мнения, 13 авг 08:00
Как нейросети помогают бороться с рутиной и мошенниками
Мнения, 13 авг 08:00
У компаний есть спрос на финансовые гарантии защиты киберсистем
Свежие материалы
Деньги на марафонской дистанции
Как должна измениться схема финансирования партнерских проектов
ЦБ подбирает ключ на 10
Экономика,
Резкое снижение ставки возможно уже в 2026 году
Китайская переговорная кухня
В мире,
Владимир Путин встретился с лидерами семи государств