Интервью

Интеллектуальная революция

Как развитие ИИ трансформирует маркетинг

Интеллектуальная революция
Изображение: Анна Башкирова/Создано ИИ/ТАСС
Искусственный интеллект (ИИ) стал одной из самых обсуждаемых и перспективных технологий. По оценкам «Яков и Партнёры», только в России прогнозируемый финансовый эффект от его использования может достичь $65 млрд к 2030 г. Способность ИИ кратно повысить производительность в различных областях делает его всё более привлекательным для бизнеса.
Марина Дорохова
Марина Дорохова

Директор «Яков и Партнёры»

Чего бизнес ждет от ИИ

Современные технологии ИИ значимо влияют на общество и находят применение в самых разных индустриях и корпоративных функциях внутри организаций — от медицины и банковской отрасли до маркетинга и клиентской поддержки. Ранее их использование было прерогативой специалистов, владеющих языками программирования. Сейчас же интеллектуальные системы стали широко доступны благодаря генеративным моделям, которые в значительной мере снизили порог использования ИИ.

Генеративный ИИ, основанный на больших языковых моделях, способен создавать новые данные различных типов, анализируя и перерабатывая информацию, на которой был обучен. За последние два года (с момента появления ChatGPT) эта технология совершила значительный рывок: модели научились работать с разными модальностями и интегрировать различные ИИ-технологии, например компьютерное зрение в мультиагентные системы. Несмотря на то что генеративный ИИ только развивается, он уже приносит ощутимую пользу бизнесу, автоматизируя процессы и повышая их эффективность.

Эффект от применения ИИ по областям

По оценкам экспертов McKinsey&Company, технология может принести мировой экономике около $1 трлн благодаря повышению производительности в маркетинге и продажах, при этом сегодня уже 34% компаний по всему миру используют генеративный ИИ в маркетинге и продажах. Среди российских B2B-компаний, согласно опросу «Яков и Партнёры», этот показатель составляет 30%.

Внедрение генеративного ИИ в маркетинге и продажах дает ощутимые результаты в B2B-секторе. Среди компаний, полностью внедривших генеративные ИИ-решения, около 24% компаний сообщили о повышении продуктивности, а 22% отметили ускорение темпов развития бизнеса. Среди других преимуществ компании выделяют улучшение взаимодействия с клиентами, рост прибыльности и активизацию инновационных процессов.

Уже сегодня ИИ проникает в каждый этап маркетингового цикла. Среди них — рыночное позиционирование, поиск и привлечение клиентов, поддержка продаж, развитие клиентских отношений и расширение присутствия на рынке.

Стратегия бренда и анализ конкурентов

Все компании стремятся выделить свои конкурентные преимущества. ИИ-решения помогают сформировать картину рынка, определить ключевые сегменты потребителей и конкурентов. Например, для построения стратегии бренда бизнес зачастую обращается к инструментам российской компании Re:spond. Ее специалисты предлагают клиентам ИИ-решения, которые позволяют производить быструю оценку объемов и динамики рынков, направлений потребительских и технологических трендов и анализ конкурентов.

Также ИИ может помочь лучше «прощупать» своих конкурентов на рынке. Kompyte — платформа, которая отслеживает все доступные онлайн-источники и анализирует активность конкурентов. Она позволяет в реальном времени получать информацию об изменении цен, назначении на ключевые должности и других важных характеристиках конкурентов. Такой инструмент полезен для B2B-компаний, которые хотят иметь актуальные данные о других игроках в отрасли, чтобы корректировать свои стратегии на основе изменений в индустрии.

Поиск клиентов и точек контакта

При этом интеллектуальные системы уже помогают искать клиентов. Благодаря алгоритмам машинного обучения клиент McKinsey из миллионов компаний смог идентифицировать и кластеризовать 90 потенциальных поставщиков, в том числе из смежных отраслей, которые ранее не рассматривались командой закупок. Из 30 наиболее подходящих поставщиков, с которыми связались, 70% были готовы к сотрудничеству, и уже через месяц первая партия товара была отправлена получателю.

Zoominfo Co-pilot — еще один рабочий инструмент, который помогает идентифицировать ключевые контакты, выявлять наиболее подходящее время для связи и выбирать правильный канал коммуникации. Эта платформа помогает маркетологам и продавцам на основе ИИ принимать решения о том, как и когда обращаться к потенциальным клиентам, что позволяет повысить результативность их работы и сократить время на подготовку и отправку персонализированных сообщений. Так, программой уже воспользовалась компания Apricorn, маркетинговому отделу которой ранее приходилось изучать клиента на протяжении пары часов, прежде чем отправить персонализированное сообщение. С инструментом Co-pilot это время сократилось до 20 минут, а на написанные ИИ сообщения клиенты стали отвечать на 10% чаще.

Любопытно, что ServiceMax — компания, которая разрабатывает облачное программное обеспечение для управления сервисным обслуживанием на местах, оптимизировала продажи с помощью ИИ. Нейросети создали для них систему, которая предсказывает потребности клиентов на основе данных о посещениях их веб-сайтов. Благодаря этому подходу ServiceMax смогла снизить показатель отказов на 70% и удвоить количество посещаемых страниц, что положительно сказалось на количестве запросов на демоверсии и увеличило конверсии.

В целом сегодня 40% компаний готовы приобретать B2B-товары и услуги на сумму до $500 тыс. полностью онлайн и без участия представителей поставщика.

Поддержка и усиление продаж

Инструменты ИИ позволяют маркетологам сфокусироваться на том, в чем они незаменимы — на развитии долгосрочных отношений с клиентами. Но маркетологи должны быть готовы использовать сгенерированный ИИ-контент, подсказки, инсайты и уже с их помощью выстраивать отношения с клиентом. По такому сценарию работают специалисты Caterpillar — производителя тяжелой техники для добывающей промышленности. Они применяют ИИ для анализа данных с техники своих клиентов и создания персонализированных рекомендаций по обслуживанию и продаже дополнительных товаров.

Это помогает Caterpillar не только повышать уровень сервиса, но и увеличивать продажи за счет лучшего понимания потребностей клиентов. Согласно предварительным оценкам, использование ИИ позволяет Caterpillar в техническом обслуживании снизить незапланированные простои на 30–50% и затраты на ремонт на 20–25%. В свою очередь, автоматизация техники повышает производительность на 15–20% и снижает расходы на операторов и топливо, что особенно выгодно в горнодобывающем секторе.

Компания JLL пошла еще дальше и разработала в 2023 г. JLL GPT. Это первая LLM-модель, обученная специально для работы с рынком коммерческой недвижимости и покрывающая основной ручной и рутинный функционал отделов продаж, маркетинга и юристов: генерацию несложного контента, составление драфтов документов и т.п.

Сегодня модель используется каждым из 400 сотрудников отдела маркетинга компании — от разработки маркетинговых материалов до поддержки продаж. В результате с помощью ИИ JLL смогла значительно повысить скорость принятия решений и сократить человеческие ресурсы. Это положительно сказалось и на финансовых показателях компании: выручка от прямого взаимодействия с маркетинговыми материалами компании увеличилась на 300%.

Более того, использование JLL GPT также улучшило взаимодействие с клиентами. Ранее начальные этапы общения ограничивались восьмичасовым рабочим днем, но с внедрением ИИ компания может предоставлять круглосуточную поддержку, что значительно повысило уровень обслуживания, удовлетворенности клиентов и укрепило их конкурентные позиции на рынке коммерческой недвижимости. При этом эксперты в JLL применяют решения на базе ИИ для поддержки принятия решений и общения с клиентами, что позволяет предоставлять более точные аналитические данные и рекомендации.

Развитие отношений

Многие компании понимают, что удержание клиентов становится проще с ИИ-решениями, позволяющими реагировать на самые незаметные изменения в поведении. Поэтому ИИ становится незаменимым помощником в управлении получением обратной связи и поддержке клиентов. Для этих целей LinkedIn разработали систему Account Prioritizer. Она определяет клиентов, которые имеют потенциал для дополнительных продаж или, наоборот, склонны отказаться от услуг, и оповещает об этом команду маркетинга.

ИИ анализирует поведение пользователей, улучшает таргетинг рекламы и прогнозирует рыночные тренды, позволяя LinkedIn не только предлагать более релевантный контент, но и точно определять, каким пользователям с высокой вероятностью стоит предложить премиальную подписку. Это позволило компании эффективнее персонализировать предложения, увеличив конверсию и продажи премиальных подписок. Такой подход обеспечил LinkedIn конкурентное преимущество, повысив вовлеченность пользователей, доходы от рекламы и общий пользовательский опыт. В результате в 2023 г. общий доход компании составил $15 млрд, из которых $1,7 млрд пришлись на премиальные подписки. В 2024 г. этот показатель вырос до $2 млрд, что составило 12,5% от общего дохода LinkedIn в $16,2 млрд.

Medallia и Volume AI предлагают решения для анализа текстовых данных с целью извлечения инсайтов и улучшения контента. Medallia помогает компаниям изучать информацию из отзывов клиентов и других неструктурированных текстов, анализируя настроение покупателей и выявляя ключевые плюсы и минусы продуктов. Это дает компаниям возможность адаптировать свои предложения и стратегию на основе реального опыта клиентов.

Расширение присутствия на рынке

Благодаря ИИ создание и распространение маркетинговых материалов становится всё более автоматизированным. Например, ИИ-инструменты переработки и повторного использования контента HubSpot позволяют компаниям агрегировать маркетинговые материалы и создавать на их основе новые для распространения по всем каналам продвижения компании.

При этом для повышения скорости и качества производства контента B2B-компании всё чаще стали прибегать к услугам берлинской компании Acrolinx. Инструменты Acrolinx умеют в автоматическом режиме редактировать тексты, приводить их в единый стиль, включая структуру, лексику и уровень эмоциональности. Это позволяет высвободить ресурсы для совершенствования контроля качества выпускаемого контента.

Что будет дальше

Как мы видим, внедрение ИИ и генеративного ИИ в B2B-секторе дает значительные результаты в различных областях. Независимо от того, идет ли речь о маркетинге, продажах, анализе конкурентов или оптимизации закупок, ИИ помогает компаниям стать более эффективными, снизить затраты и улучшить клиентский опыт.

Таким образом, ИИ меняет правила игры не только для тех, кто начинает его использовать, он меняет их для всех. Масштабных моделей запускается в мире всё больше, а доля компаний, использующих ИИ хотя бы в одной функции, сегодня доходит до 72% в мире, хотя еще в 2017-м показатель был на уровне 20%. Подобная динамика означает, что ни одна экономика, ни одна отрасль, ни одна компания и ни один потребитель сегодня на самом деле не обходятся без ИИ и в будущем проникновение технологии будет лишь усиливаться.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, Вчера 19:00
Большую часть инвестпроектов пришлось отложить на более поздний срок
Мнения, 28 янв 11:15
Как формируется национальное лидерство в области ИИ
Мнения, 13 янв 19:07
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Мнения, 25 дек 11:02
Предприниматели, ученые и финансисты вспоминают события 2024 года
Свежие материалы
Малые технологические компании ищут рынки сбыта
Как акселераторы помогают найти заказчика
Мэру Стамбула не дают выбора
Мнения,
Почему задержали градоначальника, оппозиционного главе Турции
SWIFT уже никому не нужен
Мнения,
Ослабление санкций не приведет к восстановлению расчетов в долларах и евро