Интервью

«Когда рушатся нормальные экономические связи, повышается роль юридического сообщества»

Зачем странам БРИКС нужен единый арбитраж

«Когда рушатся нормальные экономические связи, повышается роль юридического сообщества»
Фото: фотобанк Росконгресс
На прошедшем в Москве IX Юридическом форуме стран БРИКС главный юрист ВЭБ.РФ Игорь Краснов предложил создать для стран БРИКС единый арбитраж. О том, почему эта инициатива появилась именно сейчас и как может работать такой арбитраж, он рассказал «Эксперту».

— Почему вы предложили создать единый арбитраж именно сейчас? Были какие-то прецедентные дела, показавшие необходимость его появления?

— Мы видим, какие трудности сегодня испытывают российские компании, когда обращаются за защитой своих нарушенных прав за рубежом. Если говорить про Группу ВЭБ.РФ, то у нас при обращении даже в признанные мировые арбитражные центры, такие как LCIA (The London Court of International Arbitration), возникают проблемы с оплатой услуг экспертов и адвокатов. Огромное количество признанных мэтров права, специализирующихся на разрешении споров и имеющих право работать с лицами под санкциями, в частности на основании соответствующих лицензий от властей той же Великобритании, понимают, что в профессиональном сообществе подвергнутся «культуре отмены», если продолжат работать с российскими клиентами. То есть создаются ограничения для юристов и экспертов, делающие невозможным беспристрастный и честный арбитраж.

Например, дело ВЭБ.РФ против Barclays. Под предлогом санкций банк, который должен нам сотни миллионов долларов, уклоняется от исполнения обязательств. Английский суд запрещает сторонам рассматривать дело в российском суде, где могло бы состояться действительно справедливое и состязательное разбирательство. При этом LCIA, который является, согласно изначальному заявлению Barclays, правильным форумом для рассмотрения спора, не подтверждает свою юрисдикцию до решения английского государственного суда, а Barclays в ходе разбирательства меняет свою позицию и настаивает исключительно на государственном английском суде. Такое стало возможным из-за того, что многие годы в контрактах записывали английское право в качестве применимого, а LCIA — как место рассмотрения споров.

Конечно, сегодня уже надо задуматься о том, как мы будем работать в будущем. В новой реальности сторонам при заключении сделок нужна возможность выбирать право, которое будет удобным для рассмотрения возможных споров. Мы считаем, что в рамках объединения БРИКС для этого достаточно правовых возможностей. Здесь речь идет как о применении национального права стран БРИКС, так и о создании института, который дополнил бы уже существующие арбитражные центры, в частности успешно работающий Гонконгский арбитраж.

— Какое национальное арбитражное право можно было бы взять для него за основу?

— В отношении процессуального права здесь всё будет зависеть от места, где непосредственно будет находиться единый арбитраж стран БРИКС. Скорее всего, будет применяться процессуальное право этой страны. Что касается материального права, то здесь, как и всегда, надо дать сторонам свободу договора. Пусть они сами, входя в сделку, определяют применимое право, которое будет комфортным для них. Для нас, как для российской компании, наибольшую защиту дает российское право — оно достаточно диспозитивно и сегодня позволяет гибко подходить к структурированию сделки. В этом смысле реформы в области гражданского законодательства, которые проходили с участием Внешэкономбанка, были достаточно успешны.

Тем не менее мы понимаем, что наши внешнеторговые партнеры и клиенты зачастую предпочитают работать в рамках своей правовой системы и своего законодательства. Здесь должны быть возможности для договоренностей и компромиссов. На выбор права влияет и характер гражданско-правового договора. Если речь идет о крупной синдицированной сделке, то имеет смысл выбирать право, имеющее такие же возможности, как английское, — в частности, можно рассмотреть право Гонконга. Российское право с учетом закона о синдицированном кредитовании и специального регулирования со стороны Банка России тоже прекрасно для этого подходит.

— Видны ли сейчас контуры того, как должен выглядеть регулирующий орган единого арбитража?

— Есть сложившаяся мировая практика для международных арбитражей: в органы управления входят признанные юристы, профессора, опытные арбитры из разных стран. Было бы логично предположить, что каждая страна, которая сегодня участвует в БРИКС или которая впоследствии вступит в это объединение, будет иметь в органах управления одного или несколько своих представителей.

— Обсуждали ли вы уже эту идею с коллегами из других стран БРИКС? Какова была их реакция?

— На самом деле идея не новая, она обсуждается уже не первый месяц. Большинство наших коллег ее поддерживают. Гармонизация законодательства, единые стандарты работы в правовом поле и, конечно, место разрешения споров — крайне важные задачи. Сегодня уже успешно работают арбитражные центры в Гонконге и Дубае, правительства этих стран потратили достаточно большие ресурсы для того, чтобы этот успех состоялся. Так что важно, чтобы при создании единого центра ничего не отнималось от уже созданных инструментов и механизмов. Речь не о попытке заменить существующее, а о создании надстройки для разрешения споров по наиболее крупным вопросам и сделкам. Опять же должна сохраняться диспозитивность. То есть у каждой страны должно быть право всегда по своему усмотрению выбрать тот или иной арбитраж.

Для нас приоритет — российские арбитражные центры. Их сегодня три основных: Международный арбитражный коммерческий суд при Торгово-промышленной палате, Арбитражный центр при РСПП и Российский арбитражный центр. А для случаев, когда клиенты не соглашаются их использовать для разрешения споров, хорошей альтернативой может стать единый центр БРИКС, где представлены все страны и специалисты и где точно есть необходимый уровень профессионализма.

— Какое количество споров может рассматриваться в рамках БРИКС?

— Политическая нестабильность в мире всегда приводит к росту числа экономических споров. Когда рушатся нормальные экономические связи, повышается роль юридического сообщества. В ближайшие годы суды и арбитражи будут перегружены делами. При этом мы отмечаем, что рынок арбитража пока в полной мере не насыщен. Идет смещение из англосаксонской правовой системы, где все видят, как замораживаются деньги и активы российских компаний, в страны БРИКС.

Англо-американские суды и арбитражи уже не могут нормально защищать не только компании из РФ, но и компании из конкурирующих стран. В частности, можно отметить патентные споры, которые редко складываются в пользу ведущих китайских компаний. Мы видим сегодня сотни дел в международных арбитражах, а дальше будут тысячи. Таким образом, стремление ВЭБ.РФ с партнерами формировать единое правовое пространство в странах БРИКС с единым арбитражем в качестве гарантии защиты прав инвесторов является своевременным решением, отвечающим вызовам времени.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 21 ноя 16:55
Чем закончился саммит G20 в Бразилии
Мнения, 24 окт 08:36
Что станет опорой развития России
Мнения, 22 окт 10:55
С чем члены БРИКС пришли к шестнадцатой встрече
Мнения, 22 окт 08:20
Роль БРИКС в новом мироустройстве
Свежие материалы
Видеокарты проявят искусственный интеллект
Технологии,
Nvidia представила серию RTX 50
Зачем Ереван тянется к Брюсселю
В мире,
Пустят ли Армению в ЕС и чем это для нее обернется
Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
В мире,
Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием