— Глэмпинги не первый ваш бизнес. Вы выбрали эту сферу потому, что она экологичная и модная или же просто выгодная?
— Первая задача бизнеса — быть рентабельным, иначе он просто не выживет и с его помощью не получится сделать какие-то другие полезные дела. Конечно, с точки зрения окупаемости он сложен, но, с другой стороны, те активы, которыми управляет гостиничный комплекс, в какой-то степени защищены от инфляции. Точно так же, как с квартирой, которую мы покупаем для сдачи: доход от аренды ниже банковских ставок, но ее рыночная цена обычно растет. Имеет значение и надежность — в других бизнесах можно прыгнуть выше, но денежный поток там не так надежен. Это хороший способ сохранять капитал.
— Как вы можете описать российскую аудиторию глэмпингов?
— Если в самом общем виде, то глэмпинги — это загородный отдых для самых широких слоев населения. Это природное уединение, способ восстановить ресурсы организма, общение с близкими людьми. Или же здесь у поездок специализированные цели: поездки на какие-то интересные фестивали, агротуризм, религиозное паломничество. Это и рекреационный, и краеведческий туризм. Глэмпинги вообще могут охватить все виды туризма, особенность лишь одна: цель поездки, как правило, сформирована за пределами самого глэмпинга. Уровень сервиса и комфорта при этом здесь может быть самым разным.
Но вообще глэмпинг — это «гламурный кемпинг»: нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте, получал этакий «комфорт в дискомфорте». Но российская действительность трансформировала термин, и сейчас этим словом мы называем всю линейку временного некапитального модульного размещения туристов
— Чем отличается управление глэмпингами от традиционного отельного бизнеса?
— Мне чуть ли не раз в неделю приходят запросы в стиле «а давай вот в этом уникальном месте проинвестируем глэмпинг». В России человек часто бывает очарован природой и переоценивает ее, думая, что вот именно здесь должен появиться объект, который завоюет сердца миллионов.
Это мнение подогревают и государственные субсидии. В гостиницах тоже иногда видишь, что тут все делали люди без особого опыта, но в глэмпингах это умножается на десять: и в разработке концепций, и в экономическом планировании, и в неверных инженерных решениях.
Это не хорошо и не плохо, здесь новый для нас рынок, мы находимся в стадии первичного осознания действительности. Я как раз хотел бы предостеречь инвесторов от необдуманных шагов, иначе глэмпингов будет становиться все больше, доходы и качество инженерных решений — все ниже. Это повлечет недовольство клиентов, снижение доверия ко всей отрасли и закрытие большинства предприятий. Это абсолютно реалистичный сценарий.
— Разве не рынок должен сам все это отрегулировать?
— Да, но при этом очень многие потеряют свои деньги. Мне кажется, государству нужно обратиться к опыту крупных глэмпингов, в том числе построенных с использованием государственных субсидий.
Этими субсидиями сначала занимался Ростуризм, потом Министерство экономического развития. Очень важно не растерять те компетенции, которые были здесь накоплены. Я готов здесь предложить свои услуги, чтобы поучаствовать в создании рекомендаций для отрасли. При этом речь ни в коем случае не о запретительных мерах. И мы уже принимали участие в формировании правильных стимулирующих условий для бурного развития этого вида туристического размещения.
Те стандарты, которые разработаны для отелей, здесь применяться не могут. И мы разрабатывали минимальные требования к площади, инженерному обеспечению, сервису, которым должен обладать модульный дом. Если мы захотим построить четырехзвездный отель, то с учетом всех расходов стоимость одного номера составит 8 млн руб. — модуль в глэмпинге можно построить и за 2,5 млн руб., а максимальный размер субсидии составляет 1,5 млн руб., но не может превышать 50% от расходов инвестора.
В случае отеля мы потратим не менее трех лет, а при строительстве глэмпинга можно уложиться в полгода.
Хочу еще дать совет тем, кому глэмпинги кажутся удачной бизнес-идеей. Нужно объехать уже построенные успешные глэмпинги и обязательно сравнить идею строительства модульного жилья с временным размещением и идею строительства домов.
Модульное строительство часто напоминает кашу из топора. Неквалифицированный инвестор берет стоимость модуля, цену за размещение у конкурентов, умножает ее на 365 и решает, что за один год это все отобьется
При этом он не учитывает всю сложность инженерного обеспечения — а для глэмпинга очень важна транспортная доступность и наличие сетей. Возникают повышенные требования к очистным сооружениям, качеству воды, электроснабжению, способному разморозить дом зимой. С учетом той полной стоимости, которую мы в итоге получим, вполне может оказаться, что более выгодно было бы построить где-то неподалеку дом, таунхаус или отель. Вторая рекомендация — учитывать эффект масштаба. Если глэмпинг небольшой, то он обречен на постоянные высокие расходы. Они распределяются по меньшему количеству номерных единиц, и получится постоянная борьба за выживание. А мне бы очень не хотелось, чтобы такая великолепная идея, как глэмпинги, дискредитировалась на российском рынке.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag