Интервью

Марк Каганский: «Нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте»

Чем выгодно создание глэмпингов

Марк Каганский: «Нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте»
Фото: личный архив Марка Каганского
Глэмпинги — относительно новый сегмент в российской индустрии гостеприимства. «Гламурные кемпинги» предлагают, с одной стороны, максимальную близость к природе и удаленность от цивилизации, а с другой — соответствующие уровню хорошего отеля комфорт и сервис. В национальном проекте «Туризм и гостеприимство» глэмпинги получили отдельную строку поддержки. О том, чем они хороши и плохи с точки зрения бизнеса и кому не стоит в них вкладываться, «Эксперту» рассказал создатель проекта «Речные виллы Конаково» Марк Каганский.

— Глэмпинги не первый ваш бизнес. Вы выбрали эту сферу потому, что она экологичная и модная или же просто выгодная?

— Первая задача бизнеса — быть рентабельным, иначе он просто не выживет и с его помощью не получится сделать какие-то другие полезные дела. Конечно, с точки зрения окупаемости он сложен, но, с другой стороны, те активы, которыми управляет гостиничный комплекс, в какой-то степени защищены от инфляции. Точно так же, как с квартирой, которую мы покупаем для сдачи: доход от аренды ниже банковских ставок, но ее рыночная цена обычно растет. Имеет значение и надежность — в других бизнесах можно прыгнуть выше, но денежный поток там не так надежен. Это хороший способ сохранять капитал.

— Как вы можете описать российскую аудиторию глэмпингов?

— Если в самом общем виде, то глэмпинги — это загородный отдых для самых широких слоев населения. Это природное уединение, способ восстановить ресурсы организма, общение с близкими людьми. Или же здесь у поездок специализированные цели: поездки на какие-то интересные фестивали, агротуризм, религиозное паломничество. Это и рекреационный, и краеведческий туризм. Глэмпинги вообще могут охватить все виды туризма, особенность лишь одна: цель поездки, как правило, сформирована за пределами самого глэмпинга. Уровень сервиса и комфорта при этом здесь может быть самым разным.

Но вообще глэмпинг — это «гламурный кемпинг»: нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте, получал этакий «комфорт в дискомфорте». Но российская действительность трансформировала термин, и сейчас этим словом мы называем всю линейку временного некапитального модульного размещения туристов

— Чем отличается управление глэмпингами от традиционного отельного бизнеса?

— Мне чуть ли не раз в неделю приходят запросы в стиле «а давай вот в этом уникальном месте проинвестируем глэмпинг». В России человек часто бывает очарован природой и переоценивает ее, думая, что вот именно здесь должен появиться объект, который завоюет сердца миллионов.

Это мнение подогревают и государственные субсидии. В гостиницах тоже иногда видишь, что тут все делали люди без особого опыта, но в глэмпингах это умножается на десять: и в разработке концепций, и в экономическом планировании, и в неверных инженерных решениях.

Это не хорошо и не плохо, здесь новый для нас рынок, мы находимся в стадии первичного осознания действительности. Я как раз хотел бы предостеречь инвесторов от необдуманных шагов, иначе глэмпингов будет становиться все больше, доходы и качество инженерных решений — все ниже. Это повлечет недовольство клиентов, снижение доверия ко всей отрасли и закрытие большинства предприятий. Это абсолютно реалистичный сценарий.

— Разве не рынок должен сам все это отрегулировать?

— Да, но при этом очень многие потеряют свои деньги. Мне кажется, государству нужно обратиться к опыту крупных глэмпингов, в том числе построенных с использованием государственных субсидий.

Этими субсидиями сначала занимался Ростуризм, потом Министерство экономического развития. Очень важно не растерять те компетенции, которые были здесь накоплены. Я готов здесь предложить свои услуги, чтобы поучаствовать в создании рекомендаций для отрасли. При этом речь ни в коем случае не о запретительных мерах. И мы уже принимали участие в формировании правильных стимулирующих условий для бурного развития этого вида туристического размещения.

Те стандарты, которые разработаны для отелей, здесь применяться не могут. И мы разрабатывали минимальные требования к площади, инженерному обеспечению, сервису, которым должен обладать модульный дом. Если мы захотим построить четырехзвездный отель, то с учетом всех расходов стоимость одного номера составит 8 млн руб. — модуль в глэмпинге можно построить и за 2,5 млн руб., а максимальный размер субсидии составляет 1,5 млн руб., но не может превышать 50% от расходов инвестора.

В случае отеля мы потратим не менее трех лет, а при строительстве глэмпинга можно уложиться в полгода.

Хочу еще дать совет тем, кому глэмпинги кажутся удачной бизнес-идеей. Нужно объехать уже построенные успешные глэмпинги и обязательно сравнить идею строительства модульного жилья с временным размещением и идею строительства домов.

Модульное строительство часто напоминает кашу из топора. Неквалифицированный инвестор берет стоимость модуля, цену за размещение у конкурентов, умножает ее на 365 и решает, что за один год это все отобьется

При этом он не учитывает всю сложность инженерного обеспечения — а для глэмпинга очень важна транспортная доступность и наличие сетей. Возникают повышенные требования к очистным сооружениям, качеству воды, электроснабжению, способному разморозить дом зимой. С учетом той полной стоимости, которую мы в итоге получим, вполне может оказаться, что более выгодно было бы построить где-то неподалеку дом, таунхаус или отель. Вторая рекомендация — учитывать эффект масштаба. Если глэмпинг небольшой, то он обречен на постоянные высокие расходы. Они распределяются по меньшему количеству номерных единиц, и получится постоянная борьба за выживание. А мне бы очень не хотелось, чтобы такая великолепная идея, как глэмпинги, дискредитировалась на российском рынке.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 12 сен 10:45
Как привлечь туристов, не спугнув тех, кто их интересует
Мнения, 15 авг 10:30
Место индустрии гостеприимства в экономике регионов
Мнения, 13 янв 19:07
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Свежие материалы
Российскому алюминию закрывают путь в Европу
РУСАЛу остается надеяться на китайских строителей и автопроизводителей
Почему ей этого хочется
«Плохая девочка» — любовная история топ-менеджера, которая жаждет подчиняться
Рынок акций сменил направление
Финансы,
Индекс Мосбиржи переходит в восходящий тренд