Интервью

Пришло время встретиться

Прямые переговоры между Вашингтоном и Москвой — единственный эффективный формат

Пришло время встретиться
Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/TASS
На днях в СМИ утекли предложения спецпредставителя будущей администрации Трампа Кита Келлога по урегулированию на Украине. Можно предположить, что план Келлога после инаугурации претерпит серьезные изменения в направлении реализма: просто время для этого еще не пришло. Об этом позволяют судить публикации и высказывания видных американских экспертов-международников, прежде всего Томаса Грэма, в прошлом старшего директора по России в аппарате Совета национальной безопасности при республиканской администрации Дж. Буша-мл., а затем сотрудника политического консалтинга Генри Киссинджера.
Александр Яковенко
Александр Яковенко

Член научного совета при Совете безопасности России (геополитика)

Томас Грэм, вхожий в республиканский истеблишмент и поддерживающий контакты со своими коллегами в Москве, дает наиболее взвешенный анализ, учитывающий российские интересы и нарратив происходящего, включая нашу оценку продвижения НАТО к границам как экзистенциальную угрозу. Его главный посыл (в статье «Никакого урегулирования на Украине, пока Вашингтон не начнет разговаривать с Москвой» на сайте журнала The National Interest): в «постукраинский период» США нужны отношения «конкурентного сосуществования» и «конструктивного соперничества» с Москвой, «начиная с Европы».

По сути, речь идет о проведении Вашингтоном менее идеологизированной, великодержавной дипломатии образца европейской политики XIX века, только в глобальном масштабе и в новых исторических условиях. Заодно признается многополярность, но в завуалированной форме тезиса Трампа (времен его первого президентства) о «мире суверенных сильных держав, конкурирующих между собой».

Ключевой тезис Грэма — необходимость прямых переговоров между Вашингтоном и Москвой без «физического присутствия» союзников и Киева, но с проведением с ними «консультаций по ходу переговоров». При этом предметом переговоров должен стать прежде всего внешний контур конфликта, а именно проблематика евробезопасности и не устраивающее Россию «урегулирование после окончания холодной войны». Без этого не может быть «прочного мира» на Украине.

Если взять более широкий контекст происходящего как следствия Украинского конфликта, можно судить о завершении геополитического разрушения Европы (прежде всего Германии) на путях ее деиндустриализации и превращения в источник реиндустриализации Америки и рынок американских промышленных товаров. Европейским элитам (и Киеву) это будет подано как единственное средство выживания Запада и спасения «дела свободы и демократии в мире» в условиях многополярности — своего рода создание «крепости Запад» под американским лидерством.

Другими словами, сработает логика союзной дисциплины, в которую Европа сама себя загнала. В случае возражений европейским столицам будет предложено самим договариваться с Москвой о введении своих войск на Украину, так как у США и Запада в целом исчерпан ресурс угрозы применения ядерного оружия в отсутствие прямой «российской агрессии» против стран-членов НАТО. К тому же, в «ядерной риторике» только что обвиняли Кремль. Можно предположить, что наиболее восприимчивыми к этому развороту в союзнических отношениях будут поляки, которых устроит новизна своего статуса привилегированного партнера США в области оборонного сотрудничества.

Проблемой для Европы будет и то, что резкое повышение расходов на оборону вряд ли возможно без разрушения социального государства, созданного в послевоенный период и являющегося своего рода «общественным договором» элит с электоратом. По ходу российско-американских переговоров в 2025 г. будет продолжать меняться политический ландшафт в Европе, прежде всего в Германии, Франции и Великобритании.

При всем позитиве жесткого переформатирования союзных отношений здесь есть свои подводные камни (тезис Грэма о фактическом разделе Украины по линии боевого соприкосновения при том, что часть Украины к западу от ЛБС станет туманно заформулированным «фактическим объектом оборонной опеки Запада»/effectively a security ward of the West). Это говорит о спросе даже на такую позицию и о перспективе непростых переговоров, на которых существенную роль будет играть темперамент Трампа, заинтересованного убрать с дороги, ведущей к нормализации с Россией, украинский «камень».

Очевидно, что сама заявка администрации Трампа на «односторонние» переговоры с Москвой будет иметь разрушительный политико-психологический эффект не только на Киев, но и на европейских союзников. И тех, и других Трампу придется подавлять в свойственной ему жесткой манере. Тем более, что принципиальные контуры американской «стратегии выхода» из Украинского конфликта были определены еще на Вильнюсском саммите НАТО в июле 2023 г.: конфликт — это «проблема европейской безопасности» (значит, Европе и карты в руки, а если не тянут, то пусть слушают американцев), а Киеву даны все необходимые ресурсы для ведения успешных военных действий.

В целом, можно судить о том, что переговорный процесс, как и предлагает Грэм, создаст возможность для Вашингтона и Москвы обсудить «всю повестку дня» их отношений, включая проблематику стратегической стабильности: «Ближний Восток, Арктику, Северо-Восточную Азию, энергетические рынки и другие вопросы». Китай намеренно не упоминается. Грэм особо оговаривает, что речь не идет о «перезагрузке» отношений и уж тем более о «стратегическом партнерстве», что должно успокаивать возбужденное русофобией общественное мнение.

В более широком плане Вашингтон впервые в истории будет вести переговоры не с позиции силы. Он также будет вынужден реализовывать свой статус ведущей державы именно в диалоге с Россией, так как геополитическое одиночество для него уже нереально. Россия не только выиграла гонку обычных и стратегических вооружений, обнулив американскую ПРО, но и создала качественно новую стратегическую систему «Орешник», которая — в отличие от ядерного оружия — применима, поскольку экологически чиста.

В любом случае, переговорный процесс обладает потенциалом достижения Россией целей СВО посредством американского метода — «дипломатии, поддержанной силой»/diplomacy backed by force. Разговор будет на общем для обеих сторон языке силы и это внушает надежду на успех.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 30 окт 11:00
Как кризис западных демократий меняет миропорядок
Мнения, 16 окт 14:40
Какие приоритеты выведут экономику на траекторию целевого роста
Мнения, 14 окт 17:22
Что происходит с торговлей между США и Китаем
Мнения, 22 сен 16:30
Как израильтяне стали жертвами «культуры отмены»
Свежие материалы
GigaChat зачислен в штат
Технологии,
Как ИИ занимает рабочие места людей
Пятьдесят оттенков серого импорта
Экономика,
Сработает ли план правительства по «обелению» теневого ввоза товаров
Партийная повестка развития
Технологии,
«Единая Россия» претендует на лидерство среди инноваторов