Интервью

Роботы выходят в море

Зачем нужны автономные аппараты для работы на малых глубинах

Роботы выходят в море
Коллаж: «Эксперт»
Современные вызовы геополитики и экономики делают развитие морской робототехники критически важным направлением для России. Освоение арктического шельфа, защита стратегической подводной инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы, обеспечение безопасности военного и торгового флотов — все эти задачи требуют новых технологических решений. При этом отрасль демонстрирует парадоксальную ситуацию: имея впечатляющие достижения в области глубоководных систем специального назначения, мы существенно отстаем в разработке коммерчески востребованных решений для малых глубин, где западные страны и Китай уже захватили значительную долю рынка.
Леонид Артемов
Леонид Артемов

Заместитель руководителя Центра технологической кооперации Фонда «Сколково» (входит в Группу ВЭБ.РФ)

Особую актуальность приобретают технологии мониторинга и обслуживания подводных объектов. Яркий пример — проблема биологических обрастаний судовых корпусов, которая ежегодно наносит колоссальный экономический ущерб. Исследования показывают, что такие обрастания снижают скорость судов на 30–35%, увеличивая расход топлива на 40%. Для танкера водоизмещением 50 тыс. тонн это означает перерасход около 900 тонн топлива в год. В военном аспекте проблема еще серьезнее: обрастания существенно ухудшают скрытность кораблей, делая их легко обнаруживаемыми для гидроакустических систем. Эти вызовы создают устойчивый спрос на роботизированные системы очистки (краулеры) и мониторинга, который в текущих геополитических условиях только усиливается.

Российские компании демонстрируют отдельные успехи в этом направлении. Так, телеуправляемый подводный аппарат «Прометей» компании «Смелком Роботикс» успешно прошел испытания в акватории Черного моря, показав высокую эффективность при ликвидации последствий разлива мазута после аварии танкеров в Керченском проливе в декабре 2024 года. Этот аппарат, оснащенный современными навигационными системами и датчиками контроля обстановки, способен работать в сложных условиях без участия водолазов, что открывает новые возможности для подводных операций.

Однако для полноценного технологического рывка требуется системный подход, охватывающий несколько ключевых направлений. Во-первых, необходимо развитие модульных и недорогих автономных и телеуправляемых (ТНПА) подводных аппаратов, а также безэкипажных катеров (БЭК) с акцентом на повышение их автономности и точности навигации. Во-вторых, особое внимание следует уделить созданию гибридных систем, где надводные платформы выступают носителями подводных аппаратов, и разработке многосредных решений, способных работать на границе воды, воздуха и суши.

В этом контексте интересны разработки резидентов «Сколково». Компания «АкваВил» создает уникальные устройства, способные работать в различных средах, а НПК «Геоматика» разработала беспилотный гидрографический катамаран с буксируемым гидролокатором, обеспечивающим сантиметровое разрешение при съемке морского дна. «Смелком Роботикс» работает над созданием полностью автономного БЭК с интегрированным ТНПА, что позволит решать широкий спектр задач: от мониторинга инфраструктуры до поисково-спасательных операций.

Не менее важным направлением является развитие систем подводного технического зрения, манипуляционных систем, а также технологий подводной навигации и связи. Здесь показателен опыт совместной работы компаний «Трионикс ЛАБ» и «Лаборатория подводной связи и навигации», предлагающих инновационные решения для интегрального управления оборудованием, что значительно повышает эффективность подводных операций.

Для ускоренного развития отрасли необходимо решение нескольких системных задач. Прежде всего требуется создание экспертно-методического центра по разработке и внедрению беспилотных технологий в морской робототехнике

Такой центр мог бы координировать усилия различных организаций, способствовать продвижению отечественных технологий на рынках стран БРИКС и разработке совместных международных программ.

Особого внимания заслуживает вопрос унификации компонентной базы. Учитывая значительное пересечение номенклатуры комплектующих в различных видах робототехники (электродвигатели, системы управления, датчики и т. д.), логичным представляется включение морской робототехники в Национальный проект по беспилотным авиационным системам. Это позволит добиться синергетического эффекта, устранить дублирование разработок и создать гарантированный рынок сбыта для отечественных производителей комплектующих.

Реализация этих мер создаст условия для вывода российских технологий морской робототехники на лидирующие позиции в мире, что особенно важно в контексте стратегических задач освоения Мирового океана и Арктики. При этом развитие отрасли будет способствовать не только укреплению обороноспособности страны, но и даст мощный импульс экономическому развитию, созданию новых высокотехнологичных рабочих мест и расширению международного сотрудничества, особенно со странами БРИКС.

Таким образом, морская робототехника представляет собой не просто перспективное технологическое направление, а стратегический приоритет, от развития которого во многом зависит будущее России как морской державы в XXI веке.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 2 дек 14:00
Почему ИИ не может заменить человека за штурвалом самолета
Мнения, 27 окт 09:00
Что могут предложить отечественные разработчики человекообразным машинам
Мнения, 20 окт 11:22
В бюджет заложили расходы на развитие
Мнения, 16 окт 09:01
Россия вступила в гонку технологий
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр