Интервью

Сергей Шикарев: «Образ будущего — верный признак жизнеспособности общества»

Зачем власти и бизнесу понадобилась научная фантастика

Сергей Шикарев: «Образ будущего — верный признак жизнеспособности общества»
Фото: Freepik
В начале ноября в Национальном центре «Россия» в Москве прошел международный научно-фантастический симпозиум «Создавая будущее». В его работе приняли участие первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, министр иностранных дел Сергей Лавров и заместитель главы администрации президента Максим Орешкин. О том, чем может быть вызвано столь пристальное внимание властных структур к творчеству фантастов и как сейчас в целом обстоят дела в этом жанре в России, «Эксперт» спросил у исследователя фантастики Сергея Шикарева.
Сергей Шикарев
Сергей Шикарев

— Можно ли найти объяснение тому интересу к фантастике, который в последнее время проявляют государство и крупные корпорации?

— Наличие собственного образа будущего — верный признак жизнеспособности общества. Как и наличие представлений о том, какое будущее является желаемым, а какое — нежелательным.

И на мой взгляд, интерес к фантастике, закономерно проявляется у тех, кто заинтересован в создании и существовании таких образов и представлений. Будь это субъекты государственной политики или организации из бизнес-среды.

Недаром в стратегическом управлении появилось такое понятие, как сценарное планирование. Эта методика, очень схожая с инструментарием фантастики, позволяет представить будущее не в виде сухого отчета с множеством графиков, а как живую историю с персонажами, в которых читатель узнает себя и своих знакомых, увидит проблемы и вызовы, с которыми он столкнется послезавтра.

— Классическая фантастика в свои золотые времена во многом занималась тем, что создавала образ будущего — положительный ли, отрицательный ли, но цельный. А сейчас кто-нибудь пытается моделировать такие образы будущего?

— Работа с будущим — одна из характерных черт жанра. Конечно, фантасты описывают будущее и сегодня. Однако сложилась интересная ситуация. Дело в том, что исчезло консенсусное будущее — единое представление о том, каким будет мир через несколько десятилетий и даже столетий.

Прежний образ грядущего, неотъемлемыми чертами которого были трансгуманизм, искусственный интеллект, цифровизация и космическая экспансия, уже не представляется неизбежностью.

Появляются и другие взгляды на будущее человечества. Например, у лидера китайской фантастики Лю Цысиня есть рассказ «Переселенцы во времени», в котором описываются перипетии группы людей, решивших отправиться в будущее, чтобы найти для жизни эпоху себе по нраву. В ходе этого путешествия сквозь время они делают несколько остановок и каждый раз принимают решение двигаться дальше. Среди отвергнутых вариантов оказывается и постчеловеческая цивилизация, еще недавно рассматриваемая как «будущее по умолчанию» в произведениях многих фантастов. Путешествие переселенцев во времени завершается, когда они оказываются в мире без следов существования человека на Земле. Они решают строить новую цивилизацию, а их предводитель утверждает, что залог успеха человечества в том, чтобы сохранить корни, связывающие людей с матерью-землей.

Можно сказать, что сегодня конкурируют между собой несколько проектов будущего, причем не все из них до конца осмыслены и сформулированы.

— Как бы вы в целом охарактеризовали сегодняшнее положение дел в российской фантастике?

— Отечественная фантастика сильно поляризована. Есть коммерческие авторы, успешно отрабатывающие штампы и шаблоны жанра. В основном эти писатели публикуются на электронных площадках: Author.Today, «Литрес: Самиздат» и другие.

При этом хватает и авторов, пишущих оригинальные, самобытные истории. Это и молодые авторы, и мастера с именем: например, недавно вышел отличный роман «Персональный детектив» у одного из лидеров последнего поколения еще советских фантастов Владимира Покровского.

Важно отметить и то, что к жанру обращаются в том числе и авторы «высокой литературы» — от Евгения Водолазкина до Михаила Елизарова. С полным на то основанием можно причислить к фантастам и Виктора Пелевина, и Владимира Сорокина.

Произведения этих мастеров написаны в уникальной авторской манере. А вот в коммерческом сегменте жанра заметно преобладание фэнтезийных, сказочных историй. При этом зачастую акцент смещается с сюжета и приключений на эмоциональные переживания героев.

— Можно ли сказать, что классическая фантастика сходит на нет?

— Когда говорят о классической фантастике, как правило, имеют в виду фантастику именно научную. Ту, которая описывала изобретения и открытия, рассказывала о преображении мира и общества под воздействием науки и технологий. Сегодня доля такой фантастики действительно очень мала, а фантастов, работающих в жанре «твердой научной фантастики» и имеющих дело с передовыми научными идеями, и вовсе можно пересчитать по пальцам.

— Мы говорим о России, а в мире схожая ситуация?

— Преобладание фэнтези как раз один из общемировых трендов. Досадно, что при этом научной фантастики, основанной не на магическом восприятии мира, а на рациональном мышлении, становится меньше.

Впрочем, и фэнтези становится богаче и разнообразнее. Появляется всё больше книг, которые базируются не на европейском материале, а на арабских и индийских традициях и мифах.

Особую роль начинает играть и китайская фантастика. Подтверждением тому служит строительство Музея научной фантастики в Чэнду. Здание этого музея спроектировали в архитектурном бюро Захи Хадид. В Китае сегодня фантастика вообще является вопросом государственной важности.

Например, там работает организация под названием «Управление делами будущего». Ее руководители говорят, что их задача — «создать конвейер по производству образов будущего». То есть запустить полный производственный цикл в сфере фантастики: от семинаров для начинающих авторов до экранизаций успешных произведений.

— Как сейчас выглядит фантастический жанр в России с точки зрения бизнеса?

— Важный, влияющий на этот бизнес фактор — это появление площадок электронных публикаций, своего рода самиздата, которые конкурируют за внимание читателя с печатными книгами. Коммерческие авторы, публикующиеся на таких площадках, как правило, в бумажных публикациях не заинтересованы. В том числе и потому, что гонорары в традиционных издательствах и их заработок на сайтах типа «Литрес: Самиздат», Author.Today и других просто несопоставимы. Однако именно работа с традиционными издательствами позволяет писателю быть замеченным критикой и в конечном счете обрести свое место в культурной иерархии.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag


Материалы по теме:
Мнения, 28 авг 18:34
Как биоэкономика меняет мир
Мнения, 22 ноя 10:20
На цели устойчивого развития требуется более $8 трлн в год
Мнения, 11 мар 2024 08:40
Что дает корпоративная социальная ответственность
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд