Интервью

Страхи и надежды преподавателей

Как меняется портрет студента

Страхи и надежды преподавателей
Появились приложения, которые подсчитывают, сколько метров в день мы пролистываем на экранах смартфонов, читая сайты, соцсети и мессенджеры. В среднем получается 42 километра ежегодно. Наверное, это лучшая иллюстрация того, как изменилось потребление нами информации. Мы пробегаем по текстам и очень быстро отбрасываем то, что кажется нам ненужным и скучным. Когда вам 18 лет, у вас не так много выдержки и воли потреблять то, что кажется не интересным. Нельзя «смахнуть» неинтересную лекцию и «прокрутить» преподавателя до самого важного момента. Уже мало кто может сохранить фокус в течение стандартной вузовской лекции, даже 45 минут могут показаться «скучными», если не будет разных форматов и интерактива.
Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко

Руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом СберУниверситета

Низкая мотивация и падающий уровень когнитивных навыков

Мы видим, как сильно меняются запросы студентов, их способность работать с информацией и то, как по-разному на это реагируют преподаватели и руководство вузов. Мы с коллегами в СберУниверситете опросили несколько сотен преподавателей вузов и колледжей по всей России, чтобы выявить тенденции в высшем образовании. Нам было интересно посмотреть на то, что происходит, глазами преподавателей. Важным инсайтом стали изменения в поведении студентов, вызванные появлением онлайн-форматов обучения и ИИ.

Мы имеем дело с довольно глубокими изменениями, которые в среднесрочной перспективе повлекут за собой смену образовательных подходов.

С одной стороны, 80% преподавателей положительно воспринимают изменения последних лет, отмечают стремление студентов получать практические навыки и их предпринимательский настрой.

С другой, большинство преподавателей (62%) недовольны тем, как меняются студенты. Они отмечают снижение когнитивных способностей у студентов (63%) и их мотивации (39%). Отмечают также появление потребительского отношения к образованию как услуге. Доступность Al-технологий также грозит сфере высшего образования «академической нечестностью»: преподаватели опасаются, что списывать и выдавать работы искусственного интеллекта за свои собственные будет все большее количество студентов.

Конкуренты академического образования сегодня — это и соцсети, и вся развлекательная и игровая индустрия, которая выстроена так, чтобы держать своего зрителя в напряжении до последнего момента. Идеальная лекция в представлении многих сегодняшних студентов выглядела бы как бесконечная череда reels и сторис. Что могут противопоставить сегодняшние вузы подобному клиповому мышлению?

Как правило, преподаватели различных профессиональных дисциплин — это бывшие специалисты-практики, которые пришли в вузы, чтобы передать свой опыт, но не всегда имеющие педагогическое образование. В теории преподаватели вузов должны уметь работать с любой аудиторией и подстраивать под нее свой контент. На практике, конечно, многие не меняют свои подходы работы с аудиторией, если они долгое время были достаточно эффективны.

Чтобы преподаватель менялся и внедрял новые практики, ему тоже надо регулярно учиться. Правда, как показывает наше же исследование, запрос на изучение «мягких» навыков у преподавателей крайне низок, особенно по сравнению с запросом на изучение цифровых навыков.

Запрос на практичность знаний — это понятный запрос со стороны студентов, но он грозит обесцениванием фундаментальных и гуманитарных дисциплин, а вуз воспринимается как заведение, которое должно обеспечить тебе хорошо оплачиваемое рабочее место в будущем.

Недовольство студентов, которые считают, что полученные знания они не всегда смогут применить на практике, часто выливается в появление негативных отзывов университетам в общедоступных приложениях.

Академическая нечестность из-за ИИ — пожалуй, это один из самых сильных современных страхов преподавателей. Правда, ни практика, ни исследования не доказывают его обоснованность.

Как показывают исследования Стенфорда, студенты, которые нацелены на глубокое освоение предмета, будут использовать ИИ-системы как базу, на которой можно построить собственное исследование. Искусственный интеллект будет подменой интеллектуальных усилий и знаний только для тех, кто изначально не настроен на обучение.

Вузы сами понимают, что запрет ИИ для студентов — дело невозможное и довольно бессмысленное. Наиболее продвинутые вузы начали поощрять студентов использовать ИИ, но по своим регламентам в установленном формате. Подобная работа требует соблюдения правил оформления, фактчекинга и погружения в тему.

Кроме того, ни один искусственный интеллект не сможет заменить диалогичность процесса обучения, которая сейчас все же преобладает. Преподаватели зачастую являются ролевой моделью для студентов. Важно не только то, что говорится в классе, но и то, как это делается: как преподаватель реагирует на сложные вопросы, как он выражает свои мысли и объясняет сложные моменты. Ни одна ИИ-платформа пока не способна все это воплотить.

ИИ-инструменты могут быть помощниками в различных аспектах, например, в создании и кастомизации контента, моделей тестирования знаний и интерактивных форматов обучения. В образовательной сфере должны появиться алгоритмы, которые на основании профиля студента, его цифровых данных будут предлагать дополнительные курсы и возможные векторы его развития. Об этом мы начинаем говорить с преподавателями на наших ежегодных «цифровых школах» и видим тут интерес и желание работать с этим инструментом.

Не можешь победить — возглавь

Все описанные выше опасения российских преподавателей понятны. Они все вызваны как раз тем, что вузы как уникальные образовательные сущности стараются одновременно и воспитать думающего человека, и как можно скорее подготовить трудовую единицу.

Очень сложно сделать это одновременно, когда происходят большие экономические и социальные сдвиги. Это требует и постоянного переобучения преподавателей, и внедрения новых технологий.

Можно предположить, что вузы сохранят за собой монополию на создание «картины мира» еще на долгий срок, потому что ни одна компания не сможет (и вряд ли захочет) стать источником фундаментальных и социогуманитарных знаний для своих сотрудников.

Практическую часть обучения можно пересобирать и улучшать через развитие сотрудничества вузов с работодателями и поиск новых гибких форматов взаимодействия. Крупные компании уже давно сотрудничают с ведущими вузами, но это не повсеместная история. Не все работодатели включены в сотрудничество с университетами, несмотря на то, что эта тема звучит уже не один десяток лет. Во многих региональных вузах сотрудничество с промышленными предприятиями выглядит больше как симуляция процесса, для небольших компаний это тоже пока не приоритет.

Если раньше при упоминании слова «сотрудничество» компании ждали от вузов запросы на миллионы рублей, предложения подписать соглашения про открытие базовых кафедр и других подразделений, то сейчас бизнес гибко встраивается в образовательные программы. Часть компаний направляют своих специалистов читать учебные дисциплины, часть — обучают и стажируют штатных преподавателей вузов, есть множество вариантов взаимодействия с обучающимися. При существующем кадровом голоде партнерство в рамках конкретных программ становится очень выгодной инвестицией.

Как представитель компании, которая уже много лет сотрудничает с вузами, и как человек, который имеет длительный опыт работы в университете, могу сказать, что чаще всего все начинается с управленческих команд, которым интересно осмысленное и взаимовыгодное партнерство, и у которых есть запас воли, сил и доверия, чтобы вместе готовить прекрасных специалистов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 13 янв 19:07
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Мнения, 1 июн 10:20
Почему абитуриенты из крупных городов имеют больше шансов на поступление в вуз
Свежие материалы
Дронам ищут место на небе
Авиаторы выступили против предложенных правил движения БПЛА
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%
Американцам пустили TikTok
В мире,
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США