Интервью

Суверенная и креативная

Новая цивилизационная проекция России

Суверенная и креативная
Фото: Пелагия Тихонова/РИА Новости
Завтра, 8 октября, в Санкт-Петербурге начнется первая Международная конференция по креативной экономике — часть проекта Russian International Creative Seasons (RICS). Сегодня в мире создаются новые правила игры и определяется роль креативных индустрий как средства строительства цивилизационной идентичности в условиях многополярного миропорядка, формирующегося на межцивилизационной основе. Пока же, несмотря на формирование новых центров влияния, генерация потребительского спроса и навязывание предпочтений остается в значительной степени под западным контролем.
yakovenko.png
Александр Яковенко

Руководитель комитета по глобальным проблемам и международной безопасности научно-экспертного совета Совета Безопасности РФ

Организаторы конференции — Агентство стратегических инициатив и его Центр развития креативной экономики, администрация Санкт-Петербурга, «Росконгресс» и ВЭБ.РФ. Приглашены 1500 участников из порядка 30 стран БРИКС, СНГ, ШОС и региона Ближнего Востока и Северной Африки. Предполагается обсудить состояние и перспективы развития в России креативной экономики на федеральном, региональном и международном уровнях, в том числе как обязательный инструмент национального суверенитета и возможности международного сотрудничества на этом поле, интеграции российского сектора креативной экономики в глобальный рынок. Центральным событием Международной конференции по креативной экономике и форума «Креативный код. Россия» станет объединенная пленарная сессия «Креативная экономика России. Горизонт 2050».

Запад навязывает миру свой потребительский социокультурный уклад, попытка встроиться в который стоила потери Советского Союза. Многие страны, включая Россию, импортируют образ будущего, сформированный Западом, причем в момент его системного кризиса, когда ликвидация культурно-цивилизационных альтернатив рассматривается западными элитами как важнейшая предпосылка сохранения своей гегемонии. Другими словами, элиты пытаются повторить «однополярный момент» безальтернативного мирового развития, наступивший после окончания холодной войны и распада СССР, что обеспечило доминирование Запада в глобальной политике, экономике и финансах.

Что есть креативные индустрии в современном понимании? Это 16 отраслей — от народных художественных промыслов и ремесел, арт-индустрии, культурного наследия, книжного дела, телевидения и кинематографа до медиа и СМИ, рекламы и пиара, дизайна и гастрономии. В настоящее время на креативные индустрии приходится 4,1% ВВП нашей страны. Правительством поставлена цель довести этот показатель до 6% к 2030 г. В целом в мире на этот сектор приходится 3% ВВП и столько же в мировой торговле при 6% занятых и ежегодном приросте сектора от 4 до 18% в зависимости от конкретной страны.

В России в креативной экономике заняты 3,4 млн человек, насчитывается 700 тысяч предпринимателей. Исследования показывают, что один рубль затрат в креативном секторе дает прирост доходов федерального бюджета на 0,25 рубля. Сегодня уже 25 стран внедрили программы развития креативной экономики

Если говорить о культуре международного общения, то Россия высказывается за «философию сложности» и классическую дипломатию, которая эту сложность признает и активно развивается в кругу стран Глобального Юга и Востока. Именно в таких структурах, как БРИКС и ШОС, создается прообраз многополярного миропорядка. Это прямая альтернатива западной политике, основанной на силе («мир через силу» — ее современный лозунг), имперском строительстве, колониализме и неоколониализме. Выступая на недавней сессии Валдайского клуба, президент Владимир Путин говорил о «новой деколонизации», а это в том числе деколонизация сознания и борьба с когнитивным колониализмом. И здесь главные ориентиры — культура и история.

Идеологические противоречия прошлой эпохи, как это очевидно сейчас, были лишь ширмой борьбы геополитических интересов, которые по своей сути глубже и ближе к цивилизационным. Последние составляют первооснову культур и цивилизаций, своего рода их rock bottom. Именно смысловые коды культуры являются базисом национальных интересов и международного позиционирования государств.

Российская цивилизация — это особая культура и особое общество, которое на протяжении веков было многонациональным и многоконфессиональным. Наша тысячелетняя история, включая советский период, дает хороший пример поиска компромиссов другими участниками международного общения и другими цивилизациями. В этом смысле есть все основания говорить о России как о глобальном проекте. Эти качества России Федор Достоевский в своей Пушкинской речи определил как «всечеловечность» и «всемирную отзывчивость».

После самоопределения России как «самобытного государства-цивилизации» — в Концепции внешней политики от 31 марта 2023 года — было вполне логичным принять Закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ» (от 8 августа 2024 г.). Причем речь для нас идет не о «мягкой силе» американского политолога Джозефа Ная, поскольку для Запада все это составляет основу контроля и диктата. Голливуд стал воплощением такой глобальной гегемонии. Но, сейчас «фабрика грез» несколько сникла — иссякли заказы правительственных ведомств: Пентагона, ЦРУ, Агентства международного развития, грядет масштабная чистка госаппарата в контексте гражданской «холодной войны» в американском обществе.

Это не должно обманывать и расслаблять. Скорее создавать для нас возможность наверстать упущенное, вполне сознавая смысл и значение креативной экономики.

СВО напоминает о том, что Россия во всех отношениях, включая культуру, была богата провинцией. Тут параллельно с ростом роли регионов в общенациональных делах должна расти и их роль в креативной экономике, посредством не только уже созданных по поручению президента культурно-образовательных кластеров, но и на уровне каждого региона. Идентичность каждого должна сохраниться и развиваться во всех сферах как часть общего многоцветия нашей культуры.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 30 окт 11:00
Как кризис западных демократий меняет миропорядок
Мнения, 16 окт 09:30
Как новое мироустройство меняет технологии
Мнения, 20 сен 09:00
Почему однополярное мироустройство аномально
Мнения, 13 сен 09:30
Как развивается многополярный мир
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Культура,
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Аналитика,
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр