Интервью

Связующее звено экономики

Как Россия стала флагманом мировой платформизации

Связующее звено экономики
В 2024 году отечественные платформы, по оценке НИУ ВШЭ, сгенерировали 5,5% ВВП России. Это сопоставимо с некоторыми отраслями российской промышленности. Платформы смогли за короткий срок — меньше чем за пять лет активного развития — стать не просто технологическим феноменом, а импульсом, который задает движение экономике.

Ярослав Кузьминов, научный руководитель Высшей школы экономики

Интернет как среда потребления

За шесть лет, с 2018 по 2024 год, число пользователей интернета в мире увеличилось с 3,8 млрд до 5,52 млрд человек при среднем ежегодном темпе роста порядка 6,35%. Сегодня глобальный уровень проникновения сети достигает 67,1%, а среднее время пользователя в цифровом пространстве — 6 часов 30 минут в сутки.

Интернет перестал быть прежде всего формой досуга. Теперь это важнейшая составляющая экономической деятельности, в том числе повседневной, бытовой. Иными словами, интернет стал одним из ключевых каналов потребления.

Согласно экспертным прогнозам, к концу 2025 года объем розничных продаж в электронной коммерции превысит $4,3 трлн, что более чем вдвое превышает показатель 2020 года в $1,9 трлн, при этом устойчивый рост ожидается как минимум до 2030 года.

В России проявляются те же тенденции. По оценкам НИУ ВШЭ, обороты товаров и услуг четырех крупнейших российских цифровых платформ в 2024 году составили 5,5% ВВП.

Это говорит о значительном расширении экономической роли этих площадок — как для потребителей, так и для продавцов. Но не будем забегать вперед и обсудим, что собой представляют платформы как экономический феномен.

Их определение можно сформулировать так. Платформы — это комплексные онлайн-механизмы, основанные на алгоритмических структурах, которые формируют и упорядочивают социальные и экономические взаимодействия и транзакции. Звучит несколько академично, поэтому приведем понятный пример. Проще всего будет обратиться к родственным экономическим феноменам. Ближайший из них — это биржа. Она также выполняет посреднические функции, облегчает поиск партнеров, предложений, позволяет наблюдать состояние рынка в целом.

Отличие платформ в том, что они создают бесплатную полезность для покупателей, продавцов, аналитиков и так далее. То есть помогают отслеживать ситуацию на рынке в целом и, таким образом, предлагают ценовые бенчмарки для товаров. Это свойство, кстати, позволяет платформам быть не только местом встречи продавца и покупателя, но также и площадкой для «торгов» среди крупных игроков. В биржевых терминах — для институционалов.

В России платформы за короткий срок стали играть важнейшую роль в экономике. Более того, сейчас мы лидеры платформизации. Россия — одна из трех стран вместе с Китаем и США, где отечественные платформы занимают доминирующее положение. Наши игроки заявили о себе во второй половине 2010-х годов и смогли потеснить иностранные компании, обеспечив конкуренцию с ними.

На начало 2025 года доля трансграничной интернет-торговли на российском рынке составляла 3% против 29% десять лет назад, в 2015 году, по данным совместного исследования Ассоциации компаний интернет-торговли и Сбера. В то же время внутренний рынок электронной коммерции в целом за этот период вырос в 16 раз — с 540 млрд до 8,7 трлн руб., что соответствует 16,2% от общего оборота розничной торговли (для сравнения: в США этот показатель составляет 16,1%).

Почему платформы важны для экономики

Платформы объединили в единое сообщество потребителей, продавцов и производителей. Все три группы пересекаются между собой, в результате чего возникает мультипликативный эффект. Они образуют структуру, где каждый уровень влияет на остальные. Растут доходы, растет уровень потребления, растут инвестиции, повышается уровень занятости — не только основной, но и дополнительной.

Эта формула, в целом стандартная для экономики, в нашем платформенном контексте работает на порядок более динамично. Отклик экономики с одного конца страны на изменение спроса на другом конце происходит практически мгновенно. В подтверждение можно привести такую статистику.

Уровень востребованности маркетплейсов в России заметно превышает средние показатели стран Европейского союза — 14% против 9% среди организаций предпринимательского сектора, что свидетельствует о широком использовании платформ как каналов сбыта и, соответственно, об увеличении доступности товаров для населения.

Другой пример — это выравнивание условий жизни между крупными и малыми городами за счет широкой географии присутствия.

Платформы обеспечивают доступ к товарам и услугам вне зависимости от места проживания, что повышает уровень комфорта населения и способствует снижению региональных диспропорций, формируя эффект «единого качества» услуг и продуктов

В депрессивных регионах совокупный оборот двух крупнейших платформ превышает среднероссийский уровень — 9% от общего объема розничной торговли. В Тыве показатель составляет 11,8%, в Республике Алтай — 11,6%, в Карелии — 11,2%. Кроме того, платформы успешно функционируют в регионах с низкой плотностью населения, таких как Вологодская область (10,2%), а также на труднодоступных территориях — к примеру, в Республике Коми (9,9%). В целом активная аудитория пользователей платформ в России выросла с 30% до 39% населения в период с 2021 по 2023 год. В депрессивных регионах также наблюдается положительная динамика, хотя охват несколько ниже — около 30% населения в 2023 году.

Еще один чисто платформенный феномен — это платформенная же занятость. К началу 2023 года уже до 12% мировой рабочей силы было вовлечено в такой формат работы. Россия — в авангарде этой тенденции. Сегодня у нас не менее 3,7 млн человек (это 6% от трудоустроенного населения) вовлечены в платформенную занятость на регулярной основе, причем треть из них отмечает, что без платформ их трудоустройство было бы затруднено.

Оценка НИУ ВШЭ показывает, что стимулирование занятости через платформенную модель вносит вклад в экономический рост в размере 0,9 процентного пункта ВВП. Этот эффект обусловлен созданием не менее чем 1 млн рабочих мест, что демонстрирует прямое влияние платформ на макроэкономические процессы.

Во многом платформы в России стали играть столь важную роль за такой короткий срок благодаря не слишком жесткому регулированию в нашей юрисдикции — например, по сравнению с Китаем. Но сегодня, когда платформы уже явно занимают в экономике такую же долю, как и стратегические отрасли, наступает время более четкого определения правил игры для них. Не секрет, что, помимо позитивных эффектов, у платформ есть «обратная сторона Луны». Например, злоупотребление рыночной властью, ограничение экономической выгоды продавцов (демпинг цен) или использование данных пользователей в ущерб их интересам. И здесь главное, что надо учитывать, — это сохранение баланса. В контексте общего объема феномена ни одна сторона в хорошем сценарии не должна оставаться в проигрыше: ни потребители, ни продавцы, ни занятые, ни владельцы платформ. Нарушение баланса регулирования (как очень мягкая, так и слишком жесткая форма) может привести к негативным экономическим последствиям для всех перечисленных категорий акторов. И наиболее опасный «долгий» эффект таких последствий — «затонувшие» издержки для государства.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 13 авг 08:00
Россия встраивается в новую цифровую реальность
Мнения, 11 авг 09:00
Как нацпроекты формируют цифровую среду
Мнения, 23 июл 16:16
Главная цель «Авито» — создание супераппа
Мнения, 11 июл 09:00
Медиа адаптируются к новым реалиям и вступают в конкуренцию с онлайн-платформами
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд