Директор компании «Яков и Партнёры»
Эксперт аналитического центра «Яков и Партнёры»
Последние 30 лет в качестве рынков сбыта российского угля активно развивались Китай, Индия и Индонезия. Сейчас мы видим, что развитые страны Азии стремятся к сокращению зависимости от угля и делают ставку на более экологичные виды топлива. Китай, например, за последние пять лет нарастил генерацию солнечной энергии в 2,4 раза, сейчас доля ВИЭ в энергобалансе страны составляет 16%. Более того, Китаю удается удерживать лидирующие позиции по солнечной энергетике и в технологическом плане, обеспечивая более 80% мировых поставок солнечных батарей, поликремния и кремниевых слитков. В отличие от Китая, который стремится к экологичности и энергоэффективности, но пока еще увеличивает угольную генерацию, Япония и Южная Корея прошли пик потребления угля примерно семь лет назад. Энергопереход в этих странах сегодня происходит скорее посредством наращивания доли природного газа в виде СПГ. Так или иначе, для ряда стран угольная энергетика останется в прошлом.
Казалось бы, локомотивы спроса на уголь начинают притормаживать, однако списывать этот источник энергии еще рано. Рост спроса на уголь уже начался в Бангладеш, Малайзии, на Филиппинах и во Вьетнаме: потребление в этих странах выросло в два раза с 2015 года, и данный тренд продолжится.
Уголь — источник энергии, требующий минимальных инвестиций в инфраструктуру, что позволяет положиться на этот ресурс в период становления экономики развивающихся стран
Экспорт угля из России на горизонте как 2030, так и 2050 года сохранится — изменятся лишь конечные потребители. Европа как направление экспорта уже практически выпала: в 2023 году поставки составили 0,8 млн тонн против 54 млн тонн в 2021-м, а к 2030-му они исчезнут окончательно. Среди стран Азии потоки экспорта из России будут плавно переходить с Китая, потребность которого будет покрыта углем Австралии и Индонезии, в пользу развивающихся стран. По нашим оценкам, российский экспорт в Китай к 2030 году составит около 30 млн тонн (29% от объемов 2023 года), а к 2050-му приблизится к нулю. Аналогичная судьба ждет поставки энергетического угля в Японию и Южную Корею. При этом мы ожидаем существенного роста экспорта в другие страны АТР — почти в шесть раз: до 33 млн тонн на горизонте 2030 года и еще на 41 млн тонн к 2050-му.
Российская угольная индустрия теоретически может обеспечить такие объемы экспорта. Ресурсы только в Кузбассе составляют 300 млрд тонн, притом что добыто лишь 10,5 млрд тонн, еще около 40 млрд тонн запасов имеется в Дальневосточном федеральном округе.
При сохранении темпов добычи угля на уровне прошлого года в 438 млн тонн запасов одного только Кузбасса хватит более чем на 600 лет. Возможность их коммерциализации лежит преимущественно на стороне логистики
Поворот на Восток поставил перед нашей страной ряд новых вызовов: отправка через западные порты связана с высокой стоимостью фрахта из-за большого логистического плеча, через восточные — с ограничениями из-за недостатка пропускных и провозных мощностей железнодорожной инфраструктуры. Угольщики Кузбасса, объемы поставок которых ограничивают для обеспечения доступа к железной дороге других видов грузов, ощущают на себе лимиты железной дороги. Так, в 2024 году недовывезенные объемы угля из Кузбасса могут достигнуть 13–14 млн тонн.
Для дальневосточного угля ситуация проще, так как его логистика не связана с увеличением нагрузки на БАМ. Высокая нагрузка на ж/д инфраструктуру также приводит к нестабильности поставок в точки конечного назначения — порты, вынуждая последние расширять перерабатывающие мощности для компенсации волатильности на железнодорожной сети.
На текущий момент развитие железнодорожной инфраструктуры является ключевым вызовом для роста экспорта угля и других товаров. Сейчас мировые цены на уголь в два-три раза ниже уровня 2022 года, однако все еще в 1,5–1,7 раза выше уровня 2018–2021 годов. При снижении мировых цен на уголь российским экспортерам надо будет бороться не только за объемы, но и за их ценовую конкурентоспособность в портах Азии. Доступность дорог Восточного полигона станет ключевым фактором для экспортной прибыли угольщиков и налоговых поступлений в бюджет. Растет и потребность в обновлении портовой инфраструктуры: лишь три дальневосточных порта имеют глубину, достаточную для полной загрузки судов типа Panamax. И если сейчас эти дополнительные издержки нивелируются в целом высокой ценой на уголь, то при сокращении азиатского рынка наш уголь рискует проиграть углю из стран Океании.
Проекты развития логистической инфраструктуры уже запущены, однако важно не только сохранение набранных темпов их реализации, но, что уже сейчас ясно, и их продолжение и расширение. Это не желание, а необходимость для дальнейшего развития экспортного потенциала России и ее транспортной увязанности в новом экономическом ландшафте.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag