«Большинство респондентов считают, что уход иностранных компаний с российского рынка не значительно повлиял на доступность товаров и услуг. Около трети опрошенных (29,5%) отмечают, что все необходимое по-прежнему доступно, еще 37% респондентов указывают на появление отечественных аналогов, которые успешно заменили иностранные товары», — говорится в докладе.
О значительном влиянии ухода иностранных компаний и отсутствии на рынке РФ многих товаров и услуг заявили 27,5% опрошенных.
30,8% респондентов указывают, что доступный на российском рынке ассортимент сократился, но все необходимое по-прежнему доступно. Еще 29,2% — что ассортимент изменился, но незначительно. 16,1% заявляют, что ассортимент заметно увеличился, появились новые марки, а 12,8% — что он резко сократился, многие необходимые товары стало невозможно приобрести.
Подавляющее большинство участников опроса обращают внимание на рост цен — (65,6%), но связывают его скорее с высокой инфляцией (20,3%), кризисными явлениями в экономике (12,3%) и девальвацией рубля (10,9%). Среди других причин роста цен на товары респонденты отмечали: политику недружественных стран (12,3%), изменение каналов поставки иностранных товаров (11,1%) и слабый контроль за наценками со стороны торговых сетей (11,6%).
Среди товаров из недружественных стран, либо от компаний, ведущих антироссийскую риторику, на прилавках магазинов респонденты чаще всего встречали продукты питания (12,6% опрошенных) и лекарства (12,1%).
24,6% респондентов предложили маркировать такие товары специальным знаком, 8,5% — полностью запретить их продажу. Подвергнуть специальной маркировке чаще всего предлагали продукцию финской Tikkurila (29,8%), французскую косметику (28,2%) и бельгийский шоколад (26,9%), полностью запретить — краски нидерландской Dulux и одежду польской Henderson. При этом присутствие германской бытовой техники Bosch большинством респондентов поддерживается (63%).
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag