Законопроект № 639660-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты РФ» внесен в ГД правительством РФ 3 июня в рамках пакета по совершенствованию налогового законодательства. В первом чтении одобрен 19 июня, во втором — 9 июля.
Распределение налоговых доходов
Все дополнительные доходы, возникшие в связи с введением прогрессивной шкалы НДФЛ свыше 13%, а также акцизов на никотиновое сырье, на бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания и на фармацевтическую субстанцию этилового спирта, будут направляться в федеральный бюджет.
Поступления акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, распределятся между федеральным и региональными бюджетами в пропорции 83 на 17 соответственно.
Этот же норматив распределения доходов предусмотрен в отношении дополнительных доходов от повышения ставок НДПИ на калийные соли, железную руду, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды.
Туристический налог целиком будет зачисляться в местные бюджеты. Расчетные доходы от его уплаты будут учитываться при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ (а также федеральной территории «Сириус») для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, начиная с 2030 г.
С 2025 г. в федеральный бюджет, а не в Социальный фонд РФ будут зачисляться конфискованные средства от коррупционных преступлений.
Списание задолженности регионов и выравнивание
Бюджетный кодекс дополняется нормой, позволяющей реструктурировать региональный госдолг с частичным списанием суммы основного долга. Кроме того, обязательно целевое направление высвобождаемых средств на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты.
Списание двух третей задолженности субъектов РФ «позволит регионам ежегодно инвестировать в инфраструктуру около 250 млрд руб/, а значит, расширить программы по ремонту дорог, обновлению и строительству школ, детских садов, поликлиник и больниц и другой социальной инфраструктуры», — подчеркивал зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.
В настоящее время такая задолженность регионов может быть списана в объеме налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации новых инвестпроектов. Предлагается кроме налогов учитывать и страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов от новых инвестпроектов в сфере туристской деятельности. Правительство РФ будет вправе списать задолженность региона по бюджетным кредитам в объеме таких взносов.
Муниципальным образованиям с 2025 г. предоставляется право направлять экономию межбюджетных трансфертов по результатам закупок на финансирование муниципальных программ в рамках нацпроектов.
Вносятся изменения в целях ограничения ежегодных расходов субъектов РФ и муниципалитетов на исполнение концессионных обязательств. Такие ограничения не будут распространяться на концессионные соглашения, заключенные до 2024 г.
Стратегическое планирование и долгосрочные сбережения
Срок внесения правительством в Госдуму проекта федерального бюджета на очередной трехлетний период (2025–2027 гг.) в 2024 г. сдвинут на две недели вперед — с 15 сентября на 1 октября. Напомним, дата 15 сентября была установлена в период пандемии, ранее же многие годы бюджет вносился в срок до 1 октября.
Национальные проекты начнут учитывать в долгосрочном планировании бюджета, предусмотрено их включение в закон о стратегическом планировании.
С 3 до 10 лет увеличится срок софинансирования государством программы долгосрочных сбережений, которая стартовала 1 января 2024 г. согласно поручению президента РФ Владимира Путина.