Статистика ассоциации включает данные предприятий, на которые приходится 80% всего производства техники для дорожного строительства в стране.
Поставки такой техники на внутренний рынок в 2023 г. увеличились на 15%, до 84 млрд руб. Максимальным в количественном выражении оказался рост отгрузок кранов-трубоукладчиков (в 2,1 раза), экскаваторов-погрузчиков (+63%), кранов-манипуляторов (+35%), экскаваторов (+29%), дорожных катков (+21%), мини-погрузчиков (+12,5%).
«На производство и отгрузки строительно-дорожной техники положительно повлияли высокие объемы строительства и реализация масштабных инфраструктурных проектов. При этом одной из главных проблем для отрасли является агрессивный импорт», — отметили в ассоциации.
Согласно оценке Росспецмаша, в 2023 г. поставки зарубежной дорожно-строительной техники в Россию выросли на 58% в годовом исчислении, до 440 млрд руб.
«В результате ряд ключевых сегментов отечественной дорожно-строительной техники показали отрицательную динамику. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, которая приходится на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65% до 94%», — подчеркивают эксперты.
Как отметили в ассоциации, производители из Китая за счет более выгодных условий производства и господдержки предлагают более низкие цены, уровень которых зачастую «находится на грани рентабельности или даже за ее гранью».
«Отечественные заводы сталкиваются с отсутствием производства в России ряда ключевых компонентов либо их предложение не может удовлетворить имеющийся спрос. А такие факторы, как дорогой металл, запретительно высокие ставки по кредитам, высокие налоги, приводят к дополнительным издержкам производства», — добавляют аналитики Росспецмаша.
В ассоциации призывают к увеличению финансовой поддержки отрасли посредством грантов производителям, налоговых и кредитных льгот, а также к защите российского рынка. В частности, Росспецмаш предлагает и дальше поэтапно пересматривать ставки утильсбора, а также применять техрегулирование, чтобы контролировать добросовестность выполнения сертификации ввозимой техники и не допускать на рынок низкокачественный импорт.