По данным ведомства, в 2024 г. было зафиксировано 5,6 тыс. случаев, а годом ранее — всего 1,5 тыс. За январь-февраль 2025 г. пока зафиксировали 256 нарушений. Среди наиболее распространенных случаев — несоблюдение сроков проверки и неквалифицированные работники, заявил «Известиям» начальник отдела надзора за подъемными сооружениями управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Александр Жемойдиков.
Среди других нарушений «Известия» выделяют несоблюдение руководства по техобслуживанию и ремонту лифтов, невыполнение мероприятий по устранению нарушений, а также продолжение эксплуатации сломанных лифтов. По данным Ростехнадзора, которые приводит газета, в 2022 г. произошло пять аварий, в которых есть пострадавшие, в 2023-м — семь, в 2024-м — четыре. За три года в таких авариях пострадали 26 человек, шестеро погибли. В 2025 г. подобные инциденты зафиксированы не были, подчеркнули в ведомстве.
Сейчас на учете стоит около 590 тыс. подъемных механизмов, большинство из которых произведены в России. Четверть лифтов — иностранного производства, в том числе белорусского, уточняют «Известия». При этом уже у 20% подъемных механизмов в стране закончился срок эксплуатации — 25 лет, следует из доклада Ростехнадзора. В мае 2024 г. глава «Дом.РФ» Виталий Мутко заявил, что срок службы 70 тыс. устаревших лифтов в России продлят на пять лет. По словам Александра Жемойдикова, в прошлом году от граждан поступило более 4 тыс. жалоб на работу лифтов, в основном люди жаловались на лифты российского производства. По мнению эксперта проекта «Народный фронт. Аналитика» Павла Склянчука, рост числа нарушений в 2024 г. связан с увеличением проверок.
Экономия на ремонте лифтового оборудования приводит к непоправимым последствиям, предупреждает вице-президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров. По его словам, в этом сегменте «существует немало компаний, компенсирующих отсутствие в своем штате квалифицированных сотрудников низкой ценой на свои услуги», в связи с чем они становятся предпочтительнее добросовестных, но и более дорогостоящих конкурентов. Однако это чревато: в качестве примера Алексей Захаров привел ситуацию, когда управляющая компания вместо остановки лифта и его полноценного ремонта отключила одну или несколько систем безопасности и пустила лифт в дальнейшую работу. В результате лифт может поехать с открытыми дверями, поскольку ранее не позволявшая сделать это система была отключена, добавил эксперт.
Он признал, что из-за усложнения логистических цепочек увеличились сроки ожидания как самих лифтов, так и комплектующих к ним. При этом российская промышленность в состоянии покрыть потребности и производить 55–60 тыс. лифтов ежегодно, рассказал «Известиям» Алексей Захаров.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag