По одной из тактик банки акцентируют внимание потребителя на максимально возможной ставке по вкладу. Также они могут искажать информацию в калькуляторах доходности вкладов на своих сайтах. Из-за предустановленных отметок в калькуляторе клиент видит наиболее выгодные условия по вкладу, но конкретно в его случае показатель доходности может быть другим.
Еще один прием — отображение показателя доходности без процентной ставки. В ЦБ пояснили, что расчет доходности не регулируется законодательством, поэтому банки могут при применять свою методику. Формально перечисленные способы продвижения не нарушают закон, но в то же время не позволяют потребителю адекватно и полностью оценить условия предлагаемого продукта, уточнили в регуляторе.
Банки не обязаны учитывать рекомендации ЦБ по рекламе вкладов, но регулятор может направить организации предписание, которое уже необходимо будет выполнить, отметил экономист Андрей Бархота. Банк России рассчитывает, что добросовестные участники рынка все же учтут его пожелания, а ассоциации банков сформируют единые для всего рынка принципы размещения такой информации, отметили в ЦБ.
В 2024 г. Банк России получил от граждан более 2 тыс. жалоб, связанных с банковскими вкладами: 554 письма касались несогласия с начисленными процентами, остальные — ненадлежащего информирования об условиях. Причем число жалоб стало активно расти во второй половине 2024 г. наряду с повышением ключевой ставки. В ЦБ рассказали, что после направления рекомендаций банков часть из них уже скорректировали свои бизнес-процессы.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag