«Мы сейчас обсуждаем с правоохранительными органами возможность ужесточения наказания. На наш взгляд, оно должно быть пропорционально масштабам нанесенного вреда. Сегодня минимальный штраф для физических лиц чаще всего ничтожен по сравнению с полученным "заработком" – 3000 рублей. Статьи Уголовного кодекса начинают применяться при нанесении ущерба в сумме 3,75 млн рублей. То есть штрафные санкции небольшие, но при этом очень быстро наступает уголовная ответственность», - сказал зампред ЦБ.
Он отметил, что необходимо прежде всего усилить административное наказание. Предлагается предусмотреть кратность размера штрафа сумме незаконно полученного дохода в процессе манипулирования от 3 до 5 раз при повышении минимального размера штрафов до 10 тысяч для физлиц, до 100 тысяч для должностных лиц и до 1 млн рублей для компаний. Также в регуляторе указывают на необходимость увеличить срок давности привлечения к административной ответственности и ввести понятие нижнего порога оборота по сделкам, до которого такое наказание не применяется.
«Сейчас за любой выявленный факт мы должны привлекать к ответственности. Однако, по нашим оценкам, сделки объемом до 1 млн рублей не способны значительно повлиять на справедливое ценообразование на рынке. И такие нарушения можно не доводить до "административки", вполне достаточно предупреждения брокера своему клиенту, что не стоит так делать. Введение такого порога позволит нам сосредоточить свое внимание на более серьезных случаях, которые наносят более существенный вред интересам инвесторов на бирже», - пояснил Филипп Габуния.
Минимальный порог ущерба для уголовной ответственности также предлагается увеличить, при этом в качестве дополнительной меры воздействия предусмотреть конфискацию имущества.
«Одновременно мы полагаем, что можно освобождать от уголовной ответственности тех, кто впервые совершил преступление и возместил ущерб», - добавил представитель ЦБ.
Процедуры по мелким нарушениям регулятор предлагает передать на сторону брокера. По словам Филиппа Габунии, ЦБ уже сильно упростил операционные процедуры обмена информацией с биржей и профучастниками, “когда они нам сообщают о каких-то аномальных вещах”.
«Традиционно модель борьбы с инсайдом и манипулированием была, как мы говорим, "центробанкоцентричная", то есть Банк России был главным звеном в сборе информации от бирж, эмитентов, профессиональных участников. Мы рассматривали жалобы и обращения участников финансового рынка, квалифицировали нарушения, наказывали и так далее. Сейчас нам удалось упростить взаимодействие с другими участниками рынка и стандартизировать наши действия. Мы предполагаем, что каждый участник системы – организаторы торговли, брокеры, эмитенты – могут разделять эту ответственность», - резюмировал зампред Банка России.
Напомним, о намерении ЦБ выйти на обсуждение этих инициатив Филипп Габуния также сообщал в начале октября.