Интервью

ВЦИОМ узнал главные страхи россиян в цифровой среде

ВЦИОМ узнал главные страхи россиян в цифровой среде
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Главными цифровыми страхами россиян оказались утечки персональных данных, фейковые новости и зависимость от стабильной работы интернета. Об этом свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ. В опросе приняли участие 1,6 тыс. граждан старше 18 лет.

Согласно данным опроса, интегральный индекс цифрофобий находится в слабо положительной «желтой зоне» и составляет 22 пункта. Это означает, что жители РФ воспринимают цифровые риски как умеренно вероятные, но не неизбежные. При этом цифровая среда оценивается респондентами прежде всего как зона личных, а не глобальных угроз.

Наиболее острой проблемой для 51% опрошенных остается угроза утечки персональных данных. Распространенность фейковых новостей беспокоит 41% россиян, а зависимость от стабильной работы интернета и цифровых платформ — 38%.

Замыкают пятерку главных опасений взлом гаджетов через сеть (37%) и избыточный сбор данных коммерческими компаниями (35%).

Во ВЦИОМ отметили, что страх утечек подкреплен реальным опытом столкновения с мошенничеством — фишинговыми звонками и сливами баз данных. Фейковые новости также стали привычным источником тревоги, особенно в интенсивном новостном потоке.

В социально-экономической сфере респондентов больше всего тревожит психологическая зависимость от гаджетов и соцсетей, тогда как перспектива потери работы из-за ИИ пока воспринимается как маловероятная.

По данным «МТС-Линк», почти половина (48%) россиян не знает значение термина «дипфейк». При этом 64% опрошенных рассказали, что взаимодействовали с дипфейками в развлекательном контенте, 27% — через рекламу. Еще 19% россиян сталкивались с мошенниками, имитировавшими друзей и родственников, 18% рассказали, что аферисты связывались с ними от имени коллег и руководителей.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Какова альтернатива повышению НДС?
Поддержка бюджета и создание новых денег
Почему видео в интернете загружаются быстро?
«Главная идея — держать востребованный контент ближе к зрителю»
Как малому и среднему бизнесу снизить налоговую нагрузку?
Законные инструменты для снижения фискальных издержек