Интервью

Эфир перемещается в интернет

Радиовещание в России наращивает аудиторию

Эфир перемещается в интернет
Фото: Freepik
7 мая в России отмечается День радио — ровно 130 лет назад радиовещание было изобретено физиком Александром Поповым. Сегодня радиоотрасль в России не только жива, но и продолжает развиваться. С днем радиовещания работников отрасли поздравили многие представители властей, в том числе и премьер-министр Михаил Мишустин. Сейчас общий охват аудитории эфирного радио растет, хотя радиостанциям приходится конкурировать со стриминговыми сервисами.

Радио в цифрах

Количество радиослушателей в России остается на стабильно высоком уровне. По данным Mediascope, в первом квартале 2025 г. хотя бы раз в месяц слушали радио 85% россиян старше 12 лет, а среднесуточный охват составил 51% населения. Это больше, чем было в 2023 г. (тогда в месяц радио слушали 79% населения) Среднее время прослушивания радио на человека в день составляет 1 час 55 минут. Чаще всего россияне слушают радио в автомобиле (71% аудитории в январе — марте 2025-го), на втором месте — дома или на работе через классический радиоприемник (30%), на третьем — мобильные устройства (28%). Онлайн-прослушивания радиостанций неуклонно растут: доля слушателей радио через интернет увеличилась с 2,6% в 2016 году до 10,5% в первом полугодии 2024 года.

Растет и рынок радиорекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок аудиорекламы, куда включена в том числе и реклама на радио, по итогам первых трех кварталов прошлого года (более поздних данных нет) вырос на 28% относительно аналогичного периода 2023 г. и достиг 17,5 млрд руб. По темпам роста этот сегмент уступает только наружной рекламе, прибавившей 38% год к году. Весь рекламный рынок за январь — сентябрь 2024 г. прибавил 25% и достиг 620 млрд руб.

Когда начали отмечать День радио


Дата праздника была установлена постановлением Совета народных комиссаров СССР от 2 мая 1945 г. — в день 50-летия со дня изобретения радио Поповым. Однако датой начала регулярного отечественного радиовещания следует считать 12 октября 1924 г.: в этот день Бюро содействия радиолюбительству Московского городского совета профессиональных союзов приступило к систематическому вещанию через арендованную Сокольническую радиостанцию.

Кого люди слушают

По данным Mediascope на конец прошлого года, самым популярным в России стало «Авторадио». Во втором полугодии 2024 г. его ежедневно слушали 7,45 млн человек, а еженедельно — 19,5 млн. За ней следуют «Дорожное радио», «Европа плюс», «Русское радио» и «Ретро FM».

Однако в целом популярность всех крупнейших радиостанций за год сократилась, следует из статистической информации. Так, суточный охват «Авторадио» в июле — декабре 2023 г. составлял 7,9 млн, а за аналогичный период 2024 г. — 7,5 млн. У прежнего лидера рейтинга — «Дорожного радио» — снижение еще более заметное: почти с 8 млн во второй половине 2023 г. до 7,3 млн — во второй половине 2024 г. «Европа Плюс», опустившаяся со второй позиции на третью, сократила охват с 7,9 млн в сутки до 7,3 млн.

По запросу «Эксперта» «Медиалогия» также подготовила обзор самых цитируемых радиостанций в 2025 г. Ими стали Sputnik, радио «Комсомольская правда», «Говорит Москва», Business FM и радио «Маяк».

Портал OnAir.ru назвал в публикации в конце 2024 г. несколько тенденций развития радиовещания в России за последнее время. Среди них развитие интернет-радио. Также увеличивается количество подкастов, которые стали популярными благодаря своей нишевой направленности и удобству доступа.

Изменяется и работа радиостанций с социальными сетями. В них представители станций начали активнее, чем раньше, взаимодействовать с аудиторией. Это позволяет им оперативно получать обратную связь, продвигать контент и увеличивать охват. Кроме того, они используют интерактивные функции — в числе прочего, опросы и голосования — которые позволяют получать обратную связь от слушателей. Также традиционные радиостанции начали осваивать новые платформы, такие как мобильные приложения и смартфоны, что позволяет им предлагать контент на различных устройствах и улучшить пользовательский опыт.

Чтобы оставаться на плаву, радиостанциям приходится осваивать и новые бизнес-модели. К примеру, вводятся платные подписки на эксклюзивный контент на онлайн-радиостанциях. Это сейчас необходимо из-за усиления конкуренции на рынке, которая усугубляется из-за появления стриминговых сервисов.

«Эксперт» обратился за комментарием к представителям РМГ, «Национальную медиагруппу», «Газпром-медиа» и ВГТРК, но к моменту публикации не получил ответа.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 6 фев 2024 15:10
Аудитория радиостанций продолжает сокращаться
Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты своего исследования
Общество, 9 мая 18:45
Парад в Москве собрал 28 мировых лидеров
Свежие материалы
Фарминдустрии США прописали шоковую терапию
В мире,
Дональд Трамп снизит цены на лекарства в США, но может поднять их в других странах
Техас продается не всем
В мире,
Губернатор «штата Одинокой звезды» не отдаст землю враждебным иностранцам
Рейтинг публикационной активности университетов
Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты своего исследования