По данным исследования ФОМ, 56% россиян считают, что экономика развивается лучше, когда страна ориентирована на мировой рынок, потому что это создает больше возможностей для развития государства и обеспечения людей рабочими местами. Также опрошенные упомянули здоровую конкуренцию, повышение качества и разнообразия товаров, снижение цен и то, что «изоляция — это плохо».
Только 27% респондентов уверены в обратном. Они полагают, что Россия — самодостаточная страна, которая должна сама себя обеспечивать, а в условиях закрытости усиливается ориентация на собственное производство. Вместе с тем опрошенные отмечали, что нужно обеспечить внутреннее потребление, что РФ слишком много продает за рубеж и что отечественные товары лучше зарубежных.
«В отношении экономики вопрос непростой, и он заключается не в том, должна ли она быть открытой. Конечно, должна: ни одна закрытая экономика не достигла успеха, —заявил, комментируя исследование ФОМ „Эксперту“, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Самая большая экономика средневековья — китайская — деградировала именно из-за своей закрытости. Вопрос в том, в каких областях и в какой степени она должна быть открытой. Например, в стратегических областях, обеспечивающих оборону и безопасность, открытость невозможна».
А вот в отраслях, базовых для экономики (к примеру, станкостроение), открытость возможна, но она не должна быть подавляющей, считает Дмитрий Журавлев. «В области производства товаров народного потребления открытость необходима: нельзя качественно и дешево делать все товары, странам просто не хватит людей и профессиональных кадров. Нужно производить то, что вы делаете лучше, и покупать то, что у вас получается хуже. Только так можно достигнуть качества, широкого выбора и низких цен», — сказал он.
Взаимодействие с другими странами происходит не только в сфере экономики. По данным ФОМ, 59% россиян считают, что отечественная культура будет развиваться лучше, если в стране будет меньше зарубежных фильмов, сериалов и музыки, 26% придерживаются иного мнения, 49% опрошенных считают, что заимствование ценностей и идей из-за рубежа чаще идет России во вред, 29% считают, что на пользу.
«Данных о том, насколько велика потребность у россиян в западных ценностях, нет. И в том числе визуализированных ценностей, — заявил „Эксперту“ профессор факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета „Высшая школа экономики“ (НИУ ВШЭ) Дмитрий Евстафьев. — Мы не можем быть уверены, что этот спрос не был искусственно сформированным. Молодежь, с которой я очень часто сталкиваюсь, не так сильно тянется к западным ценностям, как про это рассказывают. Если говорить о социально-культурных феноменах, то эта сфера сопряжена с политическими аспектами. А политика, безусловно, транслируется именно через культуру, фильмы, книги, видеосюжеты и так далее».
Еще одна важная сфера взаимодействия России с другими странами, судя по результатам исследования ФОМ, пользуется однозначной поддержкой подавляющего большинства россиян. 75% опрошенных высказали мнение, что активное сотрудничество российских ученых с коллегами из ведущих зарубежных научных центров — обмен идеями, проведение совместных исследований — полезно для российской науки.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag