В исследовании, которое было проведено в марте ‒ апреле 2024 г., приняли участие сотрудники HR, L&D, а также руководители компаний. 67% участников исследования работают в Москве. Сегодня, констатируют авторы исследования, период адаптации к новым условиям, сложившимся с 2022 г., пройден, и развитие системы обучения персонала вновь стало актуально и важно. В 2023 г. у 77% респондентов увеличились объемы проводимого обучения по сравнению с предыдущим годом, и 70% участников опроса прогнозируют дальнейший рост. Бюджеты на обучение в 2023 г. выросли у 66% опрошенных, и в 2024 г. ожидается дальнейший подъем их количества.
Еще один вывод исследования: стратегические сессии становятся все популярнее, так как они обеспечивают гибкость, вовлеченность сотрудников и оперативное реагирование на изменения. Особое внимание уделяется системной оценке эффективности обучения, так как бизнес все жестче требует конкретных исчисляемых результатов и ему важно видеть влияние обучения на ключевые показатели деятельности.
После пандемии специалисты HR и L&D давали прогнозы максимального сокращения офлайн обучения. Однако результаты текущего исследования показывают, что большинство компаний сохраняют офлайн и онлайн обучение в равной пропорции. Офлайн обучение крайне необходимо, когда требуется развить командный дух и улучшить коммуникацию между сотрудниками, установить более прочные связи и обменяться опытом в неформальной обстановке. Этот формат также эффективен для тренингов и мастер-классов, где важна непосредственная обратная связь и личное участие тренера. Это помогает глубже погрузиться в материал и быстрее применить полученные знания на практике.
В 2023 г. среди наиболее популярных тем обучения первое место сохраняло лидерство в условиях неопределенности (52% опрошенных в 2023 г. и 43% ‒ в 2022 г.). Также в топ-3 остается управление изменениями. Но, как отмечают авторы исследования, в условиях острой кадровой незащищенности, необходимости сохранения талантов и подготовки преемников в 2023 г. в топ-5 тем возвращается управление командой (33% респондентов).
Прогноз респондентов относительно востребованных soft skills практически не изменился по сравнению с прошлым годом. Два навыка: лидерство в условиях неопределенности (68%) и управление изменениями (61%) — сохранили свои топ-позиции. Это обусловлено, с одной стороны, трансформационными процессами внутри компаний, с другой ‒недостаточным вниманием руководителей к человеческому фактору изменений.
При этом участники исследования отмечают, что в следующие пару лет навык управления командой станет критически важным фактором успеха для многих руководителей. По мнению респондентов, от руководителей ожидают новых подходов к поддержанию продуктивности и мотивации сотрудников, большей вовлеченности и поддержки. Лидеры должны уметь управлять этими ожиданиями и создавать здоровую рабочую среду для сохранения и развития талантов.
Кстати, эти выводы подтверждает исследование СберУниверситета «Маршрут построен, кто поведет? Российский бизнес: как развивать управленческую команду, чтобы встречать вызовы и поддерживать стратегии роста». Согласно ему, в числе наиболее востребованных направлений для обучения собственников бизнеса ‒ командная эффективность, коммуникации и влияние, лидерство и управление людьми и эмоциональный интеллект.
Возможность обучения в зарубежных бизнес-школах сохранилась у сотрудников 17% опрошенных компаний, тогда как 83% заявили, что такой возможности больше нет. Но несмотря на трудности, связанные с логистикой, оплатой, ужесточением визовых режимов, интерес к международному бизнес-образованию не исчезает. Вероятно, это связано с переориентацией на Восток и успешными поисками альтернатив. Сильные бизнес-школы, занимающие лидирующие места в международных рэнкингах, есть в Сингапуре, Китае, Индии.
Дефицит кадров побуждает работодателей к поиску решений. В их числе обучение сотрудников, направленное на повышение производительности их труда, расширение функционала и рост личной эффективности, считает Владимир Блинов, директор Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ РАНХиГС. Рост востребованности зарубежного бизнес-образования является средством расширения международных контактов компаний, формирования новых партнерских сетей.
Так или иначе, но рынок труда существенно трансформировался, и в условиях кадрового голода одного лишь повышения заработной платы уже недостаточно для привлечения и удержания востребованных специалистов. «Необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Возможность развития профессиональных и личных компетенций является одной из важных опций нематериальной мотивации сотрудников», — отметил один из авторов документа, генеральный директор «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag