Интервью

На деревню в глэмпинг

Количество агротуристов в течение трех лет вырастет до 7 млн человек в год

На деревню в глэмпинг
В России активно развивающийся агротуризм привлекает гостей познавательными и развлекательными программами на фоне роста интереса россиян к самостоятельным поездкам по стране. Сегодня, согласно опросу ВЦИОМ, 60% респондентов хотели бы посетить агроферму в качестве туриста. Такие поездки воспринимаются как активный вид отдыха, возможность познакомиться с фермерскими продуктами, а также увидеть животных. Способствовать развитию сегмента будет господдержка — в 2024 г. власти разрешили строительство гостевых домов на землях сельскохозяйственного назначения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты совместного с Россельхозбанком (РСХБ) исследования, посвященного восприятию сельского туризма. Опрос проводился 27–29 августа 2024 г., участие в нем приняли 1250 россиян в возрасте от 18 лет, проживающих во всех регионах страны. Отметим, сельский туризм и агротуризм — различные понятия. Первый подразумевает посещение сел и деревень, к примеру, фестивалей или монастырей. Агротуризм — это вид туризма, предполагающий посещение действующей фермы, агропредприятия или личного подсобного хозяйства.

Как говорится в документе, большинство опрошенных осведомлены об агротуризме: доля тех, кто «хорошо знает» и «что-то слышал» про него, — 90%. Хорошо знают про данное направление 24%. В течение последних трех лет посещал объекты агротуризма почти каждый пятый респондент (22%).

Идеальный агротур в глазах опрошенных представляет собой поездку выходного дня (61%) с детьми и родителями (33%) или вдвоем (25%) туда, где можно переночевать с комфортом — арендовать дом или коттедж (40%), провести ночь в сельской гостинице (31%), апартаментах на территории фермы (26%) или разместиться в глэмпинге (24%). Потенциал есть и у более продолжительных туров — на неделю (22%), а также у поездок, рассчитанных на компанию друзей (17%).

Спектр возможных занятий в агротуре весьма широк. Чаще всего опрошенные предпочли бы продегустировать фермерские продукты — 83%; познакомиться с историей края, местными традициями — 81%; купить фермерские продукты — 72%; посетить экскурсию по винодельне — 71%; посетить экскурсию по ферме — 65%; остановиться на ночлег в этно- или сельском доме — 65%.

В числе других популярных вариантов — сбор грибов и ягод (63%), конная прогулка (62%), кормление животных (60%), народные гуляния на ярмарке (59%), джип-туры/туры на квадроциклах (55%), сбор винограда (54%), контактный зоопарк (53%), рыбалка (53%). Нижние строки занимают дегустация алкогольных напитков (49%), дойка коров/коз (26%) и охота (21%).

Как рассказал «Эксперту» владелец агрофермы «Лукино» в Тульской области Евгений Кузык, агротуристы делятся на три основные группы. Первые хотят отдохнуть. Вторые требуют активности: баня, экскурсии. Третьим интересно узнать что-то новое: это для них проводят мастер-классы, например, по дойке. Однако туризма, который предполагает, что люди поедут за свои деньги куда-то работать, как это распространено на Западе, в России почти нет. Никто не будет мыть трактор, грузить зерно, кормить корову. «Большинству интересно посетить красивые мероприятия, фестивали, узнать, как устроена жизнь в деревне, и этого в России уже достаточно, например, фестиваль арбуза, крымские лавандовые поля. Люди действительно туда едут», — отметил эксперт.

По оценке Россельхозбанка, в ближайшие три года дополнительный доход фермеров от туристических услуг вырастет до 250 млрд руб. и составит 5% доходов фермерских хозяйств, а количество сельских туристов увеличится до 7 млн в год. Уже в 2023 г. на платформе РСХБ «Свое За городом» было представлено более 2 тыс. туров от 500 фермеров. Число предлагающих туры фермеров за год выросло в 10 раз.

Развитию агротуризма будет способствовать изменение законодательства и меры господдержки. Так, в июне 2024 г. Госдума приняла законопроект, разрешающий фермерам размещать туристов в гостевых домах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Речь идет о небольших гостевых домах, где раньше нельзя было официально оказывать услуги по временному размещению путешественников. А фермер, который занимается агротуризмом, сможет сохранить статус сельхозпроизводителя, чего раньше сделать не мог.

Как сообщал на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин, комментируя законопроект, кабмин поддерживает предпринимателей, выделяя гранты на развитие агротуризма. В прошлом году их получили свыше 50 участников, в этом году отобрано 73 проекта. «Благодаря таким решениям не только создаются рабочие места, но и открываются новые возможности для малого и среднего агробизнеса», — заявил глава правительства.

Сложности у сектора пока есть. По словам Евгения Кузыка, в их числе, например, спекуляции на росте популярности агротуров: столкнувшись с некачественным отдыхом, люди в дальнейшем отказываются от подобных поездок. Играет роль, по словам Евгения Кузыка, и не всегда добросовестный подход к обустройству мест отдыха для туристов: «их строят, однако отдельные предприниматели ставят чуть ли не палатки в садовых товариществах, а потом удивляются, что спроса на такие условия нет».

Как отмечает профессор, руководитель лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерий Гордин, во многих регионах есть программы поддержки агротуризма, пусть и не массовые.

При этом прием гостей действующим хозяйством или фермой связан с большим количеством организационных вопросов — от размещения до проведения досуга. Часто владельцам бизнеса не хватает ресурсов — денег и сотрудников, которые способны грамотно заниматься гостями, говорит эксперт. Нужно иметь соответствующие знания, уметь правильно представить продукцию, работать с посетителями. Третий важный момент — агротуризм недешев и не всегда рентабелен. Если он будет дешев, то станет неконкурентоспособен, в том числе потому, что зависит от сезонного фактора.

Тем не менее, указывает Валерий Гордин, сектор активно развивается, чему способствует целый ряд факторов. В их числе рост популярности семейных поездок и тренд на самостоятельные путешествия без участия туроператоров. Также получает все большее распространение автотуризм, что делает доступным не только другие города, но и сельскую местность.

«Перспективы у направления хорошие, оно отлично сочетается с рекламной деятельностью хозяйств в виде участия в ярмарках и фестивалях. При правильном продвижении и хорошем маркетинге агротуризм станет довольно быстро популярен в обществе», — полагает эксперт.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 27 дек 11:40
Как развивается курорт с самым долгим горнолыжным сезоном в России
Общество, 23 дек 11:50
Как обеспечить кадрами растущий спрос на внутренний туризм
Общество, 25 сен 17:20
У жителей России становится всё больше друзей
Общество, 11 сен 15:50
Наиболее узнаваемыми в России нацпроектами оказались «Демография» и «Здравоохранение»
Свежие материалы
Видеокарты проявят искусственный интеллект
Технологии,
Nvidia представила серию RTX 50
Зачем Ереван тянется к Брюсселю
В мире,
Пустят ли Армению в ЕС и чем это для нее обернется
Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
В мире,
Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием