Интервью

Рекламные штрафы начинают действовать

Роскомнадзор впервые наказал блогера за нарушение правил маркировки рекламы

Рекламные штрафы начинают действовать
Фото: Сергей Коньков/ТАСС
На российском медиарынке возник прецедент наказания за нарушение требований Роскомнадзора к маркировке рекламы. Законодательная норма о маркировке интернет-рекламы появилась более года назад, а 1 сентября 2023 года начала действовать и норма о штрафах за нарушения закона. До сих пор участники рынка только гадали, к кому и каким образом будут применяться санкции. Первый штраф, по-видимому, станет для них таким ориентиром.

Что говорит закон

Как отмечается в сообщении ведомства, с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в законе «О рекламе», наделившие Роскомнадзор полномочиями по сбору, хранению и учету информации о распространяемой в интернете рекламе. Организации, распространяющие рекламу в интернете, начали передавать такую информацию в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Участники рекламного рынка вносят в ЕРИР информацию об объекте рекламирования, типе рекламной кампании в интернете, средствах и формах распространения рекламы, ее стоимости, а также других параметрах. Согласно закону, такая информация передается в систему через операторов рекламных данных (ОРД). На сегодняшний день перечень компаний, готовых выполнять функции ОРД, сформирован. Эти компании наладили технологическое взаимодействие своих информационных систем с единым реестром интернет-рекламы Роскомнадзора.

«Нововведения позволяют создать прозрачные условия в сфере интернет-рекламы в России. Созданный Роскомнадзором реестр осуществляет независимый учет рекламы в интернете, выступая гарантом между рекламодателем и рекламораспространителем. Кроме того, сведения из ЕРИР позволят Федеральной антимонопольной службе оперативно реагировать на неправомерную рекламу, а Федеральной налоговой службе обеспечить справедливое налогообложение», — подчеркнули в ведомстве. Штрафы за нарушения требований, кстати, могут достигать 500 тыс. руб.

Первый провинившийся

Участники рынка долго гадали: к кому же и каким образом будут предъявлены первые претензии. Опасались, готовились, ждали судебной практики, но ясности относительно применения новых требований до сих пор не было ни у кого. И только теперь она появляется.

Как сообщает РБК, Роскомнадзор впервые оштрафовал блогера за нарушение маркировки рекламы. К ответственности за отсутствие идентификатора рекламы привлекли телеграм-канал «Лиса рулит». Это первый случай наказания за несоблюдение новых норм. По информации издания, первые постановления о привлечении к административной ответственности за неисполнение требований ст. 18.1 закона «О рекламе» были вынесены управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу. «В трех случаях в телеграм-канале блогера „Лиса рулит“ отсутствует идентификатор рекламы в рекламных сообщениях», — объяснил представитель Роскомнадзора причину штрафов.

После публикации материала Елена Лисовская сообщила, что сумма штрафа от Роскомнадзора составила 300 тыс. руб. «Нас уведомляли, — рассказала она. — Мы показывали, что у нас ИП, на который поступают все платежи, что мы маркируем рекламу, причем день в день, а не задним числом. Но по этим трем постам мы действительно виноваты сами. Штраф заплатим, раз это наш недосмотр. В следующий раз умнее будем».

reklama-2.png Впервые за нарушение маркировки рекламы в России оштрафовали автомобильного блогера Елену Лисовскую

Фото: личная страница Елены Лисовской во Вконтакте

Все становится яснее

Участники отрасли с интересом отнеслись к новости: теперь им становятся понятнее требования и последствия нововведений. Максим Якушев, медиадиректор коммуникационного агентства PromoAge, уверен, что «это четкий сигнал рекламщикам. Власти создают прецедент и дают ясно понять, что долго оттягивать действие закона и карательные меры не будут. Теперь количество административных дел за нарушение правил маркировки рекламы онлайн будет только расти. Больше года прошло с момента вступления закона в силу, но его до сих пор соблюдают далеко не все».

В самом деле, подтверждает старший менеджер по коммуникациям и связям с общественностью PRoud.365 Елизавета Чубукова, несмотря на достаточно жесткие санкции Роскомнадзора, в интернете подавляющее большинство постов остается без маркировки. Закон предполагает полное зарегулирование сферы интернет-рекламы —каждой рекламной записи будет присвоен токен, с помощью которого ее можно будет отследить даже в случае удаления (данные будут храниться в базах государственных органов).

«Идея хорошая, но до полной ее реализации еще далеко. В целом читатели интернет-ресурсов имеют право и должны знать о том, что размещаемая информация носит рекламный характер, но создатели рекламы, не желающие подчиняться новой статье закона, будут использовать все более изощренные способы избежать маркировки (просто упоминая рекламируемый продукт или намекая на него). Практика покажет, во что превратится рынок, но пока создается ощущение, что основная цель штрафов — пополнить казну в связи с явной несоразмерностью нарушения и последующего наказания — 300 тыс. руб. за отсутствие ремарки „реклама“ в нескольких телеграм-постах», — говорит Елизавета Чубукова.

Ожидание новых штрафов

Опрошенные «Экспертом» юристы также считают, что сейчас наступило время наказаний для тех, кто не желает исполнять законодательство. «Если участники рынка не разберутся в ситуации и продолжат нарушать правила, это может привести к формированию прецедента, который будет использоваться в будущем для штрафов и наказаний. Важно, чтобы участники рынка осознавали последствия своих действий и следовали правилам, чтобы избежать возможных негативных последствий», — полагает Андрей Саунин, адвокат, руководитель Saunin Law Practice.

Эксперты предупреждают, что действие закона должно быть максимально прозрачным. Изменения назревали, государство в нынешних условиях внимательно изучает работу интернет-площадок, блогеров, пытаясь вписать их в цивилизованные рамки с оплатой налогов, четким и прозрачным контролем сектора. И это, полагает Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube, можно только приветствовать. Однако, отмечает он, складывается ощущение, что, решая государственные задачи, закон стал «дамокловым мечом», который висит над сектором. Мало кто до сих пор понимает, как он на самом деле будет работать.

Формирование юридической практики применения — хороший маркер для отрасли, которая постепенно будет привыкать к нововведениям, работать чище, уверен юрист. «Но есть ощущение, что именно эта история — с каналом „Лиса рулит“ — не является следствием нарушений со стороны его владельцев. Это скорее похоже на пример недобросовестной конкуренции, когда наказали один канал, а подобные нарушения встречаются повсеместно. Я уверен, что не этот смысл государство и Роскомнадзор вкладывали в новый закон, когда его принимали. И даже если это „чистая“ история, крайне важно настроить все таким образом, чтобы закон не применялся как некая страшилка для отрасли», — полагает Вадим Ткаченко.

Применять штрафы в будущем буду чаще, полагает эксперт ОЮЦ «Парфенон» Диана Суворова. Она объясняет: маркировка рекламы играет важную роль в информировании потребителей о характере рекламного контента, предоставляя им ключевую информацию о спонсорстве, целях и контексте рекламы. Это помогает защитить интересы потребителей и обеспечить прозрачность в коммуникациях между брендами и аудиторией.

В то же время, добавляет эксперт, практика привлечения к ответственности за нарушение маркировки рекламы требует более глубокого и систематического подхода. Необходимы четкие стандарты и принципы, чтобы все участники рекламного процесса понимали свои обязанности и следовали установленным правилам.

«В целом штраф за нарушение маркировки рекламы — это важный сигнал. Но эффективная регулировка требует комплексного подхода с привлечением всех заинтересованных сторон для разработки и соблюдения четких стандартов, способствующих честной и прозрачной рекламной деятельности, особенно в эпоху недобросовестных блогеров и «инфоцыган», — заключает Диана Суворова.

Материалы по теме:
Общество, 10 янв 16:40
Готовится эксперимент по привлечению работников из дальнего зарубежья
Общество, 27 дек 11:53
Как придумать идею и изменить жизнь в своей стране
Общество, 27 дек 11:40
Как развивается курорт с самым долгим горнолыжным сезоном в России
Общество, 23 дек 11:50
Как обеспечить кадрами растущий спрос на внутренний туризм
Свежие материалы
Зачем Минцифры нужны хранилища данных
Технологии,
Как в России вводят регулирование открытого кода
Lada разъезжается по миру
Промышленность,
ВАЗ сокращает присутствие на отечественном рынке из-за китайской экспансии
Нефти предсказали устойчивый спрос
В мире,
Россия сократила экспорт жидких углеводородов, но нарастила доходы от него