Как утверждается в докладе, усилия отечественных вещателей, телеком-операторов и онлайн-кинотеатров пока не смогли восполнить в объеме и качестве контент, утраченный в течение 2022 г. При этом тревожные ожидания, а местами даже панические настроения, охватившие телевизионную индустрию в весенний и летний период 2022-го, к концу года сменились констатацией нового состояния телевизионного рынка. Изменения в телевизионной системе позволяют ей не только выжить, но и начать новый этап развития.
По данным на ноябрь 2023 г., в реестре Роскомнадзора числилось 1934 лицензии на вещание телеканалов. В 2022–2023 гг. была выдана 181 новая лицензия на телевещание и прекращено действие 284 лицензий, зарегистрировано 130 новых телеканалов.
Измерения Mediascope (прежнее название — TNS Россия) показывают, что в 2022 г. телевидение в России оставалось первым медиа по накопленному охвату, и даже увеличило совокупные показатели. Хотя бы раз в месяц ТВ смотрели почти 98% населения страны, а более 65% включали телевизор ежедневно. В самых старших возрастных группах россиян (55+) суточный охват ТВ превышал 84%. При этом в первом полугодии 2023 г. Mediascope отметил, что среднесуточный и среднемесячный охваты населения остаются примерно на том же уровне, снижение показателей не превышало 1 процентного пункта.
Первое и второе места по объему времени, затрачиваемого аудиторией на просмотр, традиционно удерживали за собой телесериалы (26%) и развлекательные и музыкальные программы (16%). Но следом за ними предсказуемо шли социально-политические и новостные программы (14%), и только на пятой позиции находилось полнометражное кино (12%). В среднем российские зрители тратили в 2022 г. на просмотр социально-политических программ суммарно по 11 минут в день, на просмотр новостей — по 8 минут.
В 2022 г. Национальный рекламный альянс зафиксировал только в региональном эфире около 700 новых рекламодателей, которые проводили телевизионную кампанию впервые или не появлялись на ТВ более двух лет. За девять месяцев 2023 г. на телевидении появилось более 700 новых рекламодателей. Как следствие, по итогам 2022 г. среди 20 крупнейших по расходам рекламодателей на телевидении международных брендов не было, совокупная доля отечественного бизнеса в общем объеме телерекламных расходов превысила 70%. Динамика финансовых показателей рекламного рынка на ТВ в 2023 г. была уже положительной, и по итогам всего года доходы превысят показатели 2021 г. Правда, в первую очередь, это произойдет за счет очень высокого — более, чем на 30% — роста цены размещений).
Серьезные опасения весной 2022 г. вызывали у представителей индустрии и экспертов ближайшие перспективы сегмента онлайн-кинотеатров, который начал испытывать проблемы с лицензированием иностранного контента. Однако итоги 2022-го и тенденции 2023 г. в Минцифры называют «удовлетворительными и даже хорошими». По данным на середину мая 2023 г., онлайн-кинотеатры уже выпустили 78 собственных проектов. Лидером по производству оригинальных проектов стал онлайн-кинотеатр Start (7 фильмов и 7 сериалов с начала года до середины мая), на втором месте — кинотеатры KION, Premier, Okko (по 12 единиц контента).
Важную роль в развитии российского рынка производства контента стали играть инвестиции государственных структур. Так, в 2024 г. планируется увеличение бюджетного финансирования Института развития интернета (ИРИ) с 13 млрд руб. до 17,8 млрд. Всего в 2022–2024 гг. ИРИ принял участие в создании 935 проектов, вложив 45 млрд руб., при этом 65% бюджета было потрачено на видеоконтент.
Тем временем, констатировали в Минцифры, изменение контуров отечественного рынка производства контента актуализировало проблему пиратства, которое потенциально может нанести существенный ущерб производителям. Так, по данным Telecom Daily, количество нелегальных ресурсов с медийным контентом в первом полугодии 2023 г. выросло на 20%.