Сильная аура
Путь к «миллиону» для завода выдался трудным. Весной 2022 г. предприятию после бегства совладельца предприятия, компании Renault, ему предрекали если не мучительную смерть, то долгий простой. Но как заметил глава предприятия Максим Соколов, «партнеры недооценили потенциал „АвтоВАЗа“ и настоящий русский характер». Уже в июне 2022 г. «АвтоВАЗ» возобновил выпуск автомобилей. Поначалу на конвейер вернули проверенные классические модели. Первой пошла Granta Classic. Следом завод возобновил производство автомобилей семейства Niva. Возвращая на рынок востребованные модели, предприятие постепенно добавляло в их оснащение и востребованные элементы: кондиционер, подушки безопасности, мультимедийную систему, АБС и другие опции. В 2023 г. завод возобновил сборку модели Vesta, в 2024-м — запустил производство семейства Largus. Знаковым стало появление в этом же году флагманской модели Aura: старт выпуску этого автомобиля, признанного символом возрождения предприятия, в октябре 2024 г. дал лично Владимир Путин. Глава государства, кстати, одним из первых и прокатился на Aura, оставив авторитетный потребительский отзыв: «Говорю без всякого преувеличения, она мне понравилась».
Именно седан Aura с длинной базой в классическом черном цвете и стал юбилейным автомобилем. Торжественная церемония по случаю выхода «миллионера» заняла немного времени и прошла практически без отрыва от производства. Важные гости, представитель президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Феоктистов и глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов сфотографировались с рабочими на фоне машины, произнесли оптимистичные речи и провели короткую тестовую поездку, которая, к слову, и без праздничного повода полагалась и полагается каждому серийному автомобилю в качестве финального этапа проверки качества. За час до праздника я в группе других журналистов поучаствовал в процессе приемки новых моделей, сделав круг по заводскому треку, действующему с 2020 г. Хотя дистанция нового трека небольшая, всего 300 метров, но зато он крытый, что минимизирует влияние погодных условий на качество проверки. И на нем есть все необходимое для контроля: «лежачий полицейский» и «бордюры», покрытие «рыбья кость», два крутых виража и брусчатка с крупным и мелким булыжником, всего 8 различных объектов, помогающих убедиться в надлежащей сборке и работе ходовой части, двигателя, коробки передач и рулевого управления. Через этот трек, как и через другие процедуры промежуточных и финальных испытаний, проходит 100% вазовских автомобилей. А вот примыкающий к заводу уличный полигон, который введен в строй в 1973 г., сегодня все больше используется как дополнительная площадка для хранения готовой продукции. И в дни нашего посещения завода изрядная часть полигона была уставлена собранными автомобилями, преимущественно «вестами».
Виды на лучшее
2024 г. стал по-настоящему ударным для тольяттинского завода, ведь половину из миллионного тиража «АвтоВАЗ» выпустил как раз за последние 12 месяцев. Таким образом, по словам Максима Соколова, компания заранее выполнила производственный план на календарный период. Более того, как гордо отмечает глава предприятия, уже более 10 лет производственный план «АвтоВАЗа» не был таким масштабным. В настоящее время тольяттинский завод выпускает новый автомобиль каждые 25 секунд (ежедневно около 1500 автомобилей), используя несколько конвейерных линий, у каждой из которых, разумеется, свой определенный темп и тираж. Самый показательный участок завода — этот тот, на котором собирают Vesta. Его длина 800 метров, здесь работают 908 человек, 3 робототехнических комплекса и 10 автоматических станций. Плюс 95 интеллектуальных гайковертов, обеспечивающих строго установленный момент фиксации соединений — так что недовернутых болтов или сорванных гаек на «ладах» больше не может быть в принципе: автоматика в случае несоблюдения норматива тут же остановит конвейер. Наконец, активную роль в процессе играют 74 единицы автоматического напольного транспорта. Их обозначают аббревиатурой АНТ, поэтому пару тележек окрестили Антоном и Антониной. Говорят, по запросу местных программистов нейросеть сгенерировала для них песню, так что скоро они будут передвигаться по цехам, распевая нечто бодрое и жизнеутверждающее. Остальные тележки пока не поют, но радуют глаз яркой росписью под гжель, хохлому и другие узнаваемые узоры. Впрочем, дело, конечно, не в оформлении, а в функции. АНТ существенно изменили логистику снабжения конвейерной ленты и фактически убрали людей — доставщиков запчастей. Даже автопогрузчиков в цеховом помещении больше не видно. Еще не так давно, помнится, высшим воплощением философии кайдзена, то есть постоянного улучшения рабочих процессов, служило наличие подставок и ящиков с деталями, расположенных на одном уровне с работником на конкретном участке, чтобы он не нагибался за деталями, не отходил далеко, словом, не делал лишних движений. Сейчас на этом участке завода действуют сразу две «ленты». Они движутся практически параллельно друг другу. По одной идет автомобиль в той или иной степени укомплектованности, по другой — набор тех деталей или механизмов, который должен на этом определенном отрезке поставить человек. Причем этот набор формируется и загружается заранее. На отдельных постах линии с общей лентой синхронизированы еще и специальные дорожки, наподобие траволаторов, благодаря чему работнику не приходится догонять собираемый автомобиль. Он некоторое расстояние движется рядом, а закончив установку полагающегося комплекта или комплектов деталей, возвращается на исходную позицию.
Сотрудники завода признают, что основные алгоритмы и регламенты, действующие сегодня на конвейере, остались от альянса Renault-Nissan, но любые инициативы снизу по «улучшайзингу» только приветствуются. Усовершенствования происходят на заводе постоянно. В частности, упомянутую линию, перенастроив для запуска еще и «ауры», дополнили устройством укладки запасного колеса и манипулятором установки дверей. Это в буквальном смысле разгрузило работников, избавив их сразу от нескольких тяжелых и трудоемких операций, которые теперь выполняются полностью автоматически. Причем манипулятор сам определяет, какие к нему приходят двери и ловко распределяет их по сторонам кузова. Кроме того, для линии была проведена модернизация столов нанесения мастики на гермоэкраны дверей. В общей сложности за последние два года на заводе провели 150 различных действий по оптимизации производства, что дало экономический эффект в 72 млн руб.
При текущей скорости конвейера ежедневно на данной линии выпускается 384 автомобиля Vesta и 76 Aura. Существующие мощности позволяют выпустить в следующем году до 8 тыс. единиц «ауры», которую «АвтоВАЗ» сегодня продает как в базовой комплектации Premier (от 2,599 млн руб.), так и в премиальной Status (от 2,799 тыс. руб.).
Железный характер
Самый технологичный на заводе участок — это цех сварки кузовов Granta. Пусть модель и не новая, но зато это — бесспорный бестселлер Lada. Автомобиль, который входит в топ-5 самых продаваемых в мире. В цехе работают 733 человека и 385 роботов — почти треть из всех имеющихся на предприятии (1300). Общая доля автоматизации рабочих процессов на этом участке сегодня достигает 85%, а в следующем году ее планируется довести до 90%. На сварку одного кузова уходит примерно 7 часов. Ежесуточный объем выпуска составляет 920 единиц. Хотя завод использует роботы из ныне недружественных стран марок Fanuc и Kuka, проблем с ними нет никаких. Программирование, обслуживание, ремонт — все необходимые действия освоены и проводятся российскими специалистами уже безо всякой помощи и оглядки на чужеземцев. И это тоже является частью хотя и болезненного, но необходимого процесса импортозамещения, который прошел на «АВТОВАЗе». По словам представителей компании, сегодня средний уровень локализации по модельному ряду Lada уже превышает 95%. И символической победной точкой в деле локализации на заводе называют появление на моделях Vesta электронной системы контроля устойчивости (ESC) собственной разработки.
Аргументы в пользу локализации и слова о железном характере волжан, который и помог преодолеть кризисную пору, кажутся особенно убедительными, когда попадаешь на производство чугунного литья, где установлено 6 плавильных и 12 раздаточных печей, 6 автоматических формовочно-заливочных линий, стержневые и другие машины. Французские партнеры считали этот участок завода откровенно устаревшим. Японские были намного сдержаннее, замечая, что на их заводах соответствующее оборудование работает еще дольше. Как бы ни было, но в период после 2022 г. это производство получило новый импульс. Цех нарастил выплавку чугуна с 48 тыс. тонн в 2022 г. до 68 тыс. тонн в 2024 г. В день металлурги выдают в среднем 250-300 тонн металла, из которого изготавливается около 150 различных деталей: блоки цилиндров, коленчатые и распределительные валы, тормозные диски и барабаны, суппорта и кронштейны и т.п. Увеличив выдачу, чугунный цех параллельно ведет модернизацию и расширение своих производственных мощностей, что позволит предприятию в конечном итоге довести ежегодный выпуск автомобилей до 1 миллиона штук.
Пламя надежды из «Искры»
Работая на перспективу, «АвтоВАЗ» в настоящее время завершает работы по монтажу оборудования в цехе для сварки кузовов автомобиля Iskra. Эта модель построена на полностью локализованной платформе и займет рыночную нишу между Granta и Vesta. В цехе, где будут трудиться 570 человек в две смены, устанавливают 17 новых автоматических линий и 112 роботов, настраиваемых на изготовление кузовов в трех различных версиях: седан, универсал и универсал-кросс. Степень автоматизации данного производства первоначально составит около 25%. Но уже в 2025 и 2026 гг. будет доведена соответственно до 40% и 60%. По плану серийный выпуск «Искры» начнется уже в марте.
Имя еще одной важной новинки 2025 г. — кроссовера на платформе Vesta — пока неизвестно. Зато известно, что его премьерный показ состоится на Петербургском экономическом форуме. В числе других обещанных премьер — модели Vesta Sport и новая версия внедорожника Niva Sport — ее предсерийный выпуск стартовал буквально накануне Нового года. Кстати, на семействе автомобилей Niva начнут устанавливать 8-клапанный двигатель объемом 1,8-литра и мощностью 90 л. с. Ну а к 2030 году тольяттинский завод обещает запустить 12 свежих моделей и модификаций автомобилей.
Насколько успешным станет новый этап в истории «АвтоВАЗа», покажет время. Определенные надежды в компании возлагают на появление единой модульной платформы для российских легковых автомобилей классов C, D и E. По последним данным Минпромторга, на ее разработку планируется выделить 160 млрд. рублей в ближайшие пять лет. Однако, появление такой платформы отнюдь не служит гарантией светлого коммерческого будущего. Ведь всегда есть риск, что платформа окажется неудачной. Между тем никто не отменяет текущие риски, среди которых президент «АвтоВАЗа» видит высокую ставку ЦБ и конкуренцию с китайскими производителями. Обладая огромным запасом прочности и имея за плечами поддержку как государства, так и банков, китайские компании дерзко играют ценами, «пробивая рынок до самых низовых сегментов», в которых как раз и работает тольяттинский гигант. Так что железный характер «АвтоВАЗу» еще предстоит показать не единожды.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag