Интервью

Бирже фиксируют цену

Правительство хочет сдержать подорожание топлива в оптовой торговле

Бирже фиксируют цену
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
В механизм биржевых торгов моторным топливом могут быть внесены изменения. Вице-премьер Александр Новак по итогам совещания о ситуации на рынке нефтепродуктов поручил профильным ведомствам подготовить предложения по фиксации стартовой стоимости топлива на торгах в случае сильного роста оптовых цен в течение месяца. Мнения аналитиков, опрошенных «Экспертом», об эффективности этой меры разошлись.

Вице-премьер Александр Новак поручил ФАС совместно с Минэнерго, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (Петербургская биржа) и заинтересованными нефтяными компаниями подготовить к 22 августа предложения по установлению стартовой цены на топливо, следует из протокола к совещанию по ситуации на топливном рынке, которое прошло 14 августа. «Эксперт» ознакомился с документом. Речь идет о формировании стоимости нефтепродуктов для следующего торгового дня в случае, если темпы роста цен превышают 10% с начала месяца, отмечается в протоколе. При подобной динамике механизм предполагает установление цены на старте торгов следующего дня на уровне, зафиксированном в первый торговый день месяца.

Сейчас биржевые цены на нефтепродукты не регулируются никакими особыми механизмами. Стартовая цена дня зависит от уровня котировок, на которых закрылся предыдущий торговый день, и от заявок продавцов и покупателей на 15-минутном аукционе открытия перед началом торгов.

Источник «Эксперта», близкий к правительству, подтвердил, что ФАС прорабатывает реализацию механизма, предложенного вице-премьером. Другой собеседник, знакомый с поручением вице-премьера, подчеркнул, что контроль за стартовой ценой при слишком сильном росте котировок потенциально позволит снизить волатильность на биржевых торгах и создать более предсказуемую ситуацию для участников рынка.

«Эксперт» направил запросы в аппарат вице-премьера Александра Новака и в пресс-службы Минэнерго России, ФАС и Петербургской биржи, но на момент выпуска материала не получил ответ.

Что происходит с ценами на топливо

Цены на бензин на Петербургской бирже растут практически без остановки с начала лета до рекордных уровней на фоне сезонного высокого спроса на топливо, а также плановых и внеплановых ремонтов на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах. По данным Петербургской биржи, с начала июня по 19 августа стоимость бензина Аи-92 выросла более чем на 25%, а бензина Аи-95 — почти на 34%. При этом дизельное топливо с начала лета подорожало всего на 5%.

В этих условиях кабмин в конце июля решил прибегнуть к ограничению экспорта бензина для его производителей сначала до конца августа (впервые с октября 2024 г.), допуская продление данной меры. Для трейдеров (непроизводителей) ограничения на вывоз бензина действовуют непрерывно с весны прошлого и по август этого года.

На совещании 14 августа вице-премьер Новак также поддержал предложение Минэнерго России о продлении запрета на экспорт бензина для производителей на сентябрь, а для непроизводителей — и на октябрь.

Через биржевые торги, по данным Петербургской биржи, продается около 30% всех произведенных в России нефтепродуктов. От стоимости бензина и дизельного топлива на бирже также зависят выплаты нефтяным компаниям в рамках демпферного механизма. Согласно параметрам, заложенным в Налоговом кодексе РФ, демпферные выплаты могут обнулиться при превышении так называемой точки отсечения, которая рассчитывается отдельно и по бензину, и по дизельному топливу исходя из средней биржевой цены за месяц. По состоянию на 19 августа, по подсчетам «Эксперта» на основе данных Петербургской биржи, средняя цена бензина Аи-92 (демпфер считается только исходя из стоимости бензина Аи-92. — прим. ред.) составила 69,074 тыс. руб. за тонну, что на 2,579 тыс. руб. больше заложенной в Налоговом кодексе цены отсечения на 2025 г. — 66,495 тыс. руб. за тонну. В то же время средняя цена дизельного топлива пока не только укладывается в параметры демпфера, но и находится сильно ниже верхней планки — 58,736 тыс. руб. за тонну против точки отсечения в 68,640 тыс. руб. за тонну.

Оценки рынка

Среди участников рынка мнения о внедрении механизма формирования стартовой цены на биржевых торгах разнятся. Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в беседе с «Экспертом» назвал инициативу властей разумной, понятной и логичной. По его словам, эта мера обсуждается с начала лета. «Я думаю, что она должна быть оперативно принята и признана максимально быстро, потому что это одна из дополнительных мер охлаждения оптового рынка, — отметил Гусев. — К сожалению, оптовый рынок у нас все-таки работает в значительной части на эмоциях и на информации, либо ее отсутствии. И чем больше будет технических инструментов, которые будут „остужать“ рынок, тем проще. Я очень надеюсь, что это будет принято и имплементировано системой биржевых торгов с сентября».

Управляющий директор компании «Пролеум» (одного из крупнейших топливных трейдеров в РФ) Максим Дьяченко, наоборот, предполагает, что механизм установления стартовой цены при сильной волатильности цен не снизит ее, а только повысит. «Если цена в течение месяца вырастет на 10%, а затем автоматически будет снижена на те же 10%, это приведет к резкому обвалу котировок. Для покупателей это тоже проблема: многие закупают товар для мелкооптовой дистрибуции или собственных нужд, и падение цен сразу после покупки становится для них риск-фактором, — поясняет он. — Хотя в средне- и долгосрочной перспективе потребители выигрывают от более низких цен, в моменте такая схема только дестабилизирует рынок и создает новые возможности для манипуляций. Участники могут заранее открывать позиции на понижение, зная, что падение неизбежно. В результате котировки будут то резко расти, то столь же резко падать».

По мнению Дьяченко, предложенная мера выглядит не как рыночный механизм, а как попытка механически управлять ценой. «Альтернатива — не административное вмешательство, а работа над увеличением предложения и ликвидности торгов. Нужно развивать срочный рынок нефтепродуктов, переводить ценообразование с крайне уязвимого спота на долгосрочные инструменты. Срочный рынок позволяет гибко планировать и снижает влияние краткосрочных аварий и сбоев», — заключает он.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 13 окт 18:00
Почему власти установили запрет на обнуление демпферных выплат нефтяникам
Потенциальную выгоду для бюджета от перевода авто на газ оценили почти в 2 трлн рублей
Промышленность, 30 сен 21:09
Нефтяные компании останутся без выплат по демпферу в размере 35 млрд рублей
Промышленность, 23 сен 21:00
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда