Дом для будущих инженеров
Филиал НИТУ МИСИС в Выксе был открыт в 2002 году при поддержке ведущего работодателя в регионе ОМК, и сегодняшние студенты — будущее компании. Завод в Выксе приглашает студентов на практику и стажировку, выплачивает стипендии, эксперты предприятия участвуют в разработке учебных программ.
Обновление кампуса стало еще одним шагом на пути к комфортному обучению. Старое общежитие коридорного типа перестроили в современный четырехэтажный кампус на 88 человек. Теперь студенты живут в двухместных блоках. Имеются и отдельные комнаты для семейных учащихся. Ремонт и оснащение кампуса профинансировали Министерство науки и высшего образования России и сам МИСИС, а ОМК купила для кампуса мебель и оборудовала один из компьютерных классов.
Партнерство предприятия и вуза помогает решать одну из типичных проблем малых городов — когда молодежь уезжает учиться, а потом уже не возвращается. В случае с местным филиалом университета и ехать никуда не надо, и перспективный работодатель рядом. Поддержка вуза и студентов включена в комплексную стратегию развития города до 2030 года, разработанную ОМК и городской администрацией.
По данным ОМК, на растущие производства завода сегодня требуется около 3,5 тыс. квалифицированных сотрудников в год. Поэтому борьбу за перспективные кадры завод ведет буквально со школы: на профориентационных встречах, экскурсиях по специальным детским маршрутам, школьных уроках в заводских цехах и лабораториях. Но цель у предприятия более амбициозная — не только вырастить местных специалистов, но и привлечь молодежь из других регионов.
Творческий подход
Просветительские городские фестивали — еще одна возможность рассказать и показать, что такое современная металлургия. ОМК помогает выбору профессии от дошкольников до старшеклассников и взрослых.
Тут и фестиваль «(Не)душная наука» с научными мастер-классами, и образовательный туризм на промышленное предприятие, и командная игра «Профландия». Ее в прошлом году ОМК совместно с фондом «ОМК-Участие» провела для более чем сотни десятиклассников выксунских школ. В течение двух дней инженеры, ИТ-специалисты, педагоги, врачи, дизайнеры и журналисты знакомили школьников со своими профессиями. В качестве итогового задания школьники построили виртуальный металлургический комплекс и закрепили знания в квизе по профессиям.
И хоть главный фокус внимания в Выксе — на научно-техническом знании, разумеется, выбор у детей и их родителей есть. В городе работают и музыкальные школы, и танцевальные студии, а в школах можно углубленно изучать гуманитарные предметы.
Кроме того, благотворительный фонд «ОМК-Участие» открыл в Выксе локальный продюсерский центр, где детей учат творческим профессиям. Они уже сейчас востребованы и будут еще больше нужны в 2027 году, когда в городе полностью откроют индустриально-туристический «Шухов-парк». Также сейчас набирают студентов из столичных вузов на целевую программу, чтобы они после окончания пришли работать в культурную сферу Выксы, в том числе в развивающийся креативный кластер.
Научить учителя
Качественная подготовка будущих специалистов, в какой бы области они потом ни работали, начинается в средней школе. Молодых сильных педагогов не хватает, поэтому металлурги вместе с Министерством образования Нижегородской области разрабатывают систему мотивации для учителей, которые останутся преподавать в Выксе и будут делать это на высоком уровне.
В программу входят стажировки в лучших школах России и мастер-классы от ведущих экспертов в самой Выксе. Внедряется также система грантов, которые преподаватели могут направить на реализацию своих инициатив. Это часть программы ОМК «Высота Шухова», названной в честь легендарного российского инженера Владимира Шухова.
Также ОМК в партнерстве с городом намерена привлекать студентов педагогических вузов из других городов по целевому договору, который будет предусматривать и получение жилья.
Начальник управления профессионального обучения и работы с молодежью ОМК Юлия Демина подчеркивает: «Выкса всегда была центром инженерной мысли. Глобально мы хотим внутри региона и даже, может быть, России сделать Выксу центром инженерного металлургического образования. Наша задача — ориентировать детей не только на работодателя, а еще на выбор учебного заведения и чтобы этот выбор школьники делали не в девятом классе, а раньше».
Инженерные классы, или как погрузиться в профессию
Непосредственно профессиональная подготовка начинается с предпрофильных седьмых-девятых классов с фокусом на выбор будущей специальности. 10-е и 11-е классы уже профильные: здесь ребят целенаправленно готовят к поступлению в колледж или вуз по выбранной специальности — медицинской, гуманитарной или инженерной.
Юлия Демина объясняет: «Так как наше предприятие металлургическое, то в первую очередь фокусируемся на развитии инженерных классов. Это и углубленное изучение специальных предметов за счет дополнительных элективных курсов, и проектная деятельность с привлечением вуза-партнера. За счет этого школьники имеют лучшую подготовку для сдачи ЕГЭ и шанс поступить на приоритетную специальность».
Такой профессионально ориентированный подход отвечает и государственной политике в сфере образования — ранняя профориентация и внедрение практических занятий в учебные программы. Первые инженерные классы при поддержке ОМК появились в трех средних школах Выксы.
Металлурги помогли школам сделать ремонт, брендировали классы, закупили новую мебель и оборудование для лабораторных занятий, чтобы подготовка проходила в современных, комфортных условиях, в каких сейчас работают инженеры на предприятиях.
«Прогул» с пользой
Проект ОМК, благотворительного фонда «ОМК-Участие» и городского управления образования ProГУЛ задумывался как аналог московского проекта «Учебный день в музее», в рамках которого для школьников и студентов колледжей проводят занятие с опорой на музейные экспозиции. Фонд «ОМК-Участие» подготовил программу и обучил педагогов для выездных уроков в сотрудничестве с экспертами государственного музея-заповедника «Царицыно».
Одна из особенностей выксунского проекта — значительный объем занятий по профориентации. Начинался он с 2 площадок — Музея истории ВМЗ и предприятия ОМК, а сейчас охватывает 28 культурных, промышленных и общественных пространств в городе. Кроме того, разработано уже около 196 учебных занятий.
Уроки у дошкольников и школьников проходят на заводе ОМК, в банке, в культурном центре «Волна», в типографии, на городских улицах и в парках. Занятия в неформальной обстановке нравятся и детям, и взрослым. Среди детей, опрошенных организаторами, каждый третий хотел бы продолжать знакомиться с профессиями на уроках, а больше половины отметили, что проект помогает в выборе будущей специальности.
Кванты знаний
Еще один путь развития интереса к современным научным знаниям и технологиям — детский технопарк по программе «Кванториум», который откроется в 2025 году на территории «Шухов-парка». Стандартные для всех «Кванториумов» в стране учебные программы в области робототехники, нано- и биотехнологий, энергетики, машиностроения в Выксе дополнили металлургией.
В технопарке будут бесплатно заниматься около 800 детей трех возрастных групп. Для перспективных выпускников «Кванториума» в ОМК разработана программа поддержки. Тем из них, кто по окончании учебы поступит на бюджет в выксунский филиал НИТУ МИСИС, компания будет платить стипендию.
Отличную возможность освоить металлургию на практике дает и проект «Профстарт», который развивается на базе Выксунского металлургического колледжа. Учащиеся восьмых-девятых классов могут параллельно с учебой в школе осваивать одну из квалифицированных рабочих профессий.
Быстрый вход в профессию
Выксунский металлургический колледж — базовое учебное заведение ОМК и партнер программы «Профессионалитет». На базе СПО при поддержке ОМК в 2022 году создали кластер металлургической отрасли Нижегородской области. Форматов сотрудничества со студентами несколько.
Для первокурсников колледжа проводят экскурсии, тренинги, студенты участвуют в научных конференциях и профессиональных конкурсах ОМК. Со студентами вторых-третьих курсов завод заключает целевой договор, по которому выплачивает стипендии. На третьем-четвертом курсах студенты проходят на предприятии практику и стажировки, получают помощь в подготовке дипломов. Стажерам в ОМК платят зарплату от 35 тыс. руб. — хороший стимул для освоения профессии. Всего за три года по направлениям «Профессионалитета» начали учиться почти 700 студентов. Сегодня почти 350 студентов выксунского колледжа совмещают учебу и работу. Выпускники могут делать рабочую карьеру на заводе ОМК, повышая разряд, или продолжить обучение в вузе.
После завершения обучения, уже работая на заводе ОМК, молодые специалисты смогут продолжить профессиональное образование в корпоративном университете компании — кузнице различных карьерных треков. Открытие нового здания корпоративного университета планируется на 2025 год — это еще один весьма важный шаг в создании системы непрерывного образования в Выксе.
Создавая в Выксе условия для комфортной жизни, успешного образования и работы, ОМК разработала действующую модель поддержки малого города при участии государства. Компания преобразует городскую среду для жителей, создает дополнительные возможности для молодежи, которые напрямую не связаны ни с работой на предприятии, ни даже с металлургией. И именно такая стратегия, рассчитанная на будущие поколения, выглядит наиболее надежной.
ДЕТАЛИ
Непрерывная система обучения по-выксунски
Профориентация:
экскурсии, фестивали, смены в летних лагерях.
Допобразование:
детский технопарк по программам «Кванториума» с металлургией в каждом кванте и хайтек-цехом.
«Профессионалитет»,
патронаж и другие программы завода с профильным колледжем.
Инженерные классы:
предпрофильное и профильное образование в школе.
Практика и стажировки:
студенты получают практический опыт на производстве, обучаясь в Выксунском металлургическом колледже или филиале университета МИСИС.
Учеба в корпоративном университете:
сотрудники совмещают работу на заводе и программы непрерывного профессионального развития.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag