Интервью

Корабли за горизонтом

Правительство утвердило стратегию развития судостроительной отрасли

Корабли за горизонтом
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
В ходе совещания 12 мая со своими заместителями премьер-министр Михаил Мишустин объявил об утверждении правительством России обновленной Стратегии развития судостроительной промышленности до 2036 г. и на дальнейшую перспективу до 2050 г. Обновленная Стратегия предполагает интенсивное развитие отрасли. Так, в соответствии с базовым сценарием этого документа, в нашей стране в ближайшие четверть века предстоит построить свыше 4,2 тыс. различных гражданских судов и морской техники. А оптимистический сценарий предполагает порядка 5,3 тыс. единиц. В результате к 2036 г. общий состав нашего гражданского флота может превысить 15,1 тыс. судов. Это почти втрое больше, чем насчитывалось в СССР в 1989 г. При этом средний возраст судов российского гражданского флота составит к окончанию действия Стратегии 32 года против 36,5 года в 2025 г.

Как заявил после совещания первый вице-премьер России Денис Мантуров, в обновленной Стратегии «учтена динамика выбытия действующих судов, большинство из которых построено в 70–80-е годы прошлого века». «Их ритмичное замещение на современные технологические изделия является главным вызовом отечественного судостроения», — подчеркнул Мантуров.

Больше всего планируется выпустить различных вспомогательных судов и так называемых судов технического флота. И это легко объяснимо. Данная категория включает в себя почти два десятка различных типов судов, начиная с буксиров и заканчивая лоцманскими и научно-исследовательскими судами и даже плавучими перегружателями. На них в количественном выражении приходится практически треть всех запланированных к выпуску судов во всех сценариях Стратегии.

Второе место по планируемому объему выпуска занимают пассажирские и грузопассажирские суда с долей в общем объеме выпуска порядка 23%. А на третьем и четвертом месте идут суда рыбопромыслового флота и транспортные суда класса «река-море» — их доля в производстве, как ожидается, составит около 17,5% и около 15% соответственно.

Впрочем, строительство практически всех этих судов в нашей стране уже давно освоено — оно, как правило, не требует специальных компетенций. Иное дело — специализированные морские транспортные суда, включая танкеры-газовозы для прохода по Северному морскому пути (СМП) и транспортному коридору «Север-Юг», а также ледоколы. В общем объеме планируемого производства в сумме на них приходится порядка 12%. От производства таких судов, в том числе танкеров-газовозов, зависит реализация Энергетической стратегии России до 2025 г. в части экспорта СПГ. В соответствии с этим документом к 2036 г. наша страна должна поставлять на внешний рынок 130 млн тонн СПГ, а к 2050 г. — 175 млн тонн. Сейчас компания НОВАТЭК (производитель СПГ) и ее партнеры оперируют лишь 15 газовозами, которые поставляют на внешний рынок порядка 20 млн тонн сжиженного природного газа с завода Ямал-СПГ. Причем в основном они используют так называемый западный маршрут. Изменить эту ситуацию можно только расширив танкерный флот для перевозки СПГ.

По словам Дениса Мантурова, производство судов для СМП и транспортного коридора «Север-Юг» является приоритетной задачей. В подавляющем большинстве случаев сейчас такие суда выпускаются с использованием иностранных комплектующих, систем, подсистем и даже технологий. И очевидно намерение эту ситуацию в корне изменить, обеспечив выпуск всех ключевых компонентов для судостроительной промышленности у нас в стране.

«С текущего года мы кратно увеличили поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих. На эти цели в ближайшие шесть лет направим из федерального бюджета более 0,5 трлн рублей. Это рекордный объем финансирования отрасли. Причем значительная часть средств предусмотрена в рамках нового национального проекта технологического лидерства „Промышленное обеспечение транспортной мобильности“», — заявил на совещании Михаил Мишустин.

Профессионалы судостроительной отрасли считают, что создание в России собственных производств судовых компонентов является ключевым элементом обновленной Стратегии. Как заявил «Эксперту» экс-вице-президент Объединенной судостроительной корпорации, а ныне и.о. проректора по научной деятельности МГТУ «СТАНКИН» Дмитрий Колодяжный, львиная доля стоимости судна приходится на оборудование, тогда как на корпус и донастройку — не более 30%. «И здесь очень важно обеспечить импортозамещение ключевых позиций, формирующих себестоимость судна. К ним, в частности, относятся, пропульсивные системы, дизельные двигатели, генераторы и редукторное оборудование, где доля импорта у нас очень велика, — говорит Колодяжный. — При этом необходимо уйти от того зоопарка опытно-конструкторских разработок, который есть сейчас, и перейти к законченным и понятным с точки зрения себестоимости решениям, которые будут внедряться в производство».

По словам Дениса Мантурова, по большинству направлений у нас сформированы необходимые заделы, которые позволят наращивать темпы строительства, однако для этого критически важно преодолеть структурные барьеры развития отрасли. Речь идет о ликвидации нехватки построечных мест, в том числе за счет создания новых верфей. «При этом необходимо кратно увеличить долю серийного строительства гражданских судов, что повысит их ценностную привлекательность», — подчеркнул Мантуров. В соответствии со Стратегией долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается нарастить с 30 до 50% от общего объема судостроения к 2036 г. и до 80% — к 2050 г. Это позволит увеличить уровень загрузки действующих производств до 61% к 2036 г., а к 2050 г. — до 73%.

Наконец, еще одним важным моментом является усиление кадрового потенциала отрасли. Для решения перспективных задач обновленной Стратегии нашего судостроения предполагается к 2036 г. увеличить численность занятых в отрасли на 15%, до 190 тыс. человек. И при этом обеспечить приток молодых ученых и конструкторов в ведущие КБ.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 15 июл 19:00
Агентство по техразвитию раскрыло данные о поддержке обратного инжиниринга
«Десна» выходит на дорогу
Промышленность, 30 мая 23:00
Правительство утвердило меры поддержки угольных предприятий
Промышленность, 26 мая 09:00
Как отечественные лекарства занимают рынок
Свежие материалы
НПФ обыграли инфляцию
Управляющие компании заработали на комиссии
Бизнес переходит границы
Как платформа «Мой экспорт» укрепляет позиции экспортеров
Пай или пропал
Могут ли паевые фонды стать альтернативой вкладам