Итоги 2024 года
Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» по итогам 2024 г. увеличил продажи автомобилей на 30% по сравнению с 2023 г., до 459 тыс. автомобилей, рассказал 15 января, в ходе ежегодной конференции производителя, вице-президент компании по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин. При этом весь рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос в прошлом году на 46%, до 1,68 млн машин, по данным компании.
«АвтоВАЗ» также вышел на рекордные за последние 10 лет объемы производства: с конвейеров производственных площадок компании сошло более 525 тыс. автомобилей, что на 40% больше результата 2023 г., рассказал на конференции президент компании Максим Соколов. Почти 230 тыс. из этого объема — это Lada Granta, более 132 тыс. — Vesta и более 110 тыс. — Niva Legend и Travel.
Еще около 21 тыс. машин ВАЗ поставил на экспортные рынки. В результате у дилеров осталось 45 тыс. Нераспроданных Lada. Для сравнения: по предварительным оценкам, у всех китайских марок на складах в России до 360 тыс. автомобилей. С учетом доли рынка затоваривание у китайских импортеров ощутимо выше.
Вместе с тем доля ВАЗа на российском авторынке по итогам прошлого года уменьшилась: с 31% в 2023 г. до 27%, отчиталась компания. Доля Granta сократилась до 12,2% (с 18% в 2023 г.), Niva Legend — c 3,7 до 2,9%, доля Niva Travel потеряла 1,2 процентного пункта, снизившись до 3,1%. При этом доля флагманских седанов Lada Vesta, напротив, выросла с 4,3 до 7,3%, а перезапуск производства универсалов Largus в Ижевске в феврале прошлого года принес еще 22 тыс. проданных автомобилей, в результате чего доля Largus на рынке подросла с практически нулевой в 2023 г. до 1,3%.
В конце ноябре ВАЗ также начал отгрузки в дилерскую сеть своей новой бизнес-модели Lada Aura. Но, по словам Дмитрия Костромина, подводить даже предварительные итоги этих продаж пока рано в связи с изрядным количеством праздничных дней в январе и соответствующим снижением активности авторынка.
Показатели по выпуску автомобилей марки Xcite на бывшем питерском заводе Nissan (ныне «Автозавод Санкт-Петербург») руководство ВАЗа не привело. В компании утверждают, что передали завод в собственность государства. Его председателем директоров, согласно отчетности завода за 2023 г., является Максим Соколов.
В целом руководство автоконцерна довольно результатами прошлого года несмотря на снижение доли продаж. «Производство побило рекорды последнего десятилетия, — заявил Максим Соколов. — Теперь наша основная задача — удержать это лидерство. В первую очередь это зависит не от наших возможностей, как это было в 2022–2023 годах и даже в 2024-м, а от рыночной ситуации».
По поводу снижения доли продаж Lada Соколов в комментариях журналистам отметил, что этот показатель брать во внимание на волатильном рынке не стоит.
«Снижение доли ВАЗа произошло из-за продолжавшегося в 2024 году расширения модельных рядов китайских марок», — отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Многие «китайцы», например, вывели на рынок седаны. Он считает, что нарастить долю российский производитель может только при значительном расширении и обновлении модельного ряда.
Планы на 2025 год
Но сильное расширение модельного ряда в этом году, по-видимому, не планируется. Кроме уже анонсированного ранее запуска производства новой Lada Iskra (запуск намечен на начало этого года) производитель будет предлагать новые комплектации текущего модельного ряда. В планах также сохраняется презентация на ПМЭФ нового кроссовера.
Планируется также ремоторизировать семейство автомобилей Niva, установив на машины двигатель объемом 1,8 литра. По словам Дмитрия Костромина, Niva с новым восьмиклапанным мотором будет по управляемости соответствовать «абсолютно новому автомобилю». «Будет 108 лошадиных сил и, что самое главное, будет повышенный крутящий момент. Это то, что требуется Ниве», — рассказал Костромин «Эксперту». Сейчас на машины устанавливают классический мотор ВАЗ-2123 (под этим индексом выпускалась Chevrolet Niva), имеющий мощность 80 л.с. и крутящий момент 127 Нм.
Также производитель неожиданно анонсировал разработку новых коммерческих автомобилей под отдельным брендом, но подробности не раскрыл. «Мы проинвестировали в развитие нашего дочернего предприятия „ВИС-АВТО“, которое расположено тоже в Тольятти, для развития и его продуктового ряда, который сейчас выпускается на базе Granta и Niva, и для увеличения выпуска новой продукции. В новогодние праздники там было запущено окрасочное производство. Фактически же там может быть использована модель полного цикла. То есть „АвтоВАЗ“ будет туда направлять только кузова. Там же можно развивать и новую коммерческую линейку техники», — рассказал Максим Соколов журналистам. Новые коммерческие модели будут создаваться в партнерстве с иностранцами, уточнил он.
Наконец, производитель планирует в 2025 г. продолжать наращивать экспортные поставки. В 2024 г. экспорт, по словам Соколова, уже вырос в 4 раза, до 20 тыс. автомобилей. «Мы развили новые направления, такие как Иран, ОАЭ, — сказал он. — Восстановили и поставки на Кубу, в Ливан и ряд других направлений». Всего автомобили Lada поставляются в 20 стран мира, следует из презентации «АвтоВАЗа».
Отраслевые аналитики прогнозируют снижение продаж автомобилей в 2025 г. в России. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), они могут просесть на 15%, до 1,4 млн автомобилей. Это совпадает и с базовым прогнозом агентства «Автостат» (1,43 млн штук на 2025 г.). Развитие рынка сдерживает высокая ключевая ставка, отмечают все аналитики.
Поэтому «АвтоВАЗ» пока не повышает производственный план на текущий год: планируется собрать всё те же 500 тыс. автомобилей. «Теперь это вопрос к рынку и к госполитике регулятора — чтобы наши расширенные мощности задействовать, — заявил Соколов журналистам. — Если будет поставлена задача достичь планки в 600 тысяч, мы достигнем, и даже 650 тыс. достигнем в две смены».
Ближайший конкурент «АвтоВАЗа» — это китайская марка Haval, у которой есть свой завод в Тульской области. Его продажи в прошлом году составили 190 тыс. машин (в 1,7 раза больше, чем в 2023 г.), по данным «Автостата». Причем производственная мощность завода была расширена в прошлом году на треть, до 200 тыс. автомобилей. Третью строчку по объемам реализации в РФ занимает «китаец» Chery (157 тыс. машин, +32%). Далее идут Geely с результатом в 149 тыс. проданных автомобилей (рост в 1,6 раза) и Changan — 106 тыс. машин (рост продаж более чем в 2 раза к 2023 г.). Как заявил Максим Соколов, если не будет введено особых льготных режимов для местных заводов других брендов, то «лидерству „АвтоВАЗа“ ничего не угрожает».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag