Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) запустил аналитический сервис под названием «Точка роста». Им смогут воспользоваться малые и средние предприятия, чтобы получить оценку основных показателей розничных продаж в сравнении с рыночным окружением в выбранном регионе и городе. Сервис разработан на основе данных системы «Честный знак» и будет бесплатным до конца февраля 2024 года.
Проще говоря, система анализирует группы товаров, на которые ставится маркировка «Честный знак», и выдает заказчику информацию, какую долю рынка занимает тот или иной производитель. В целом, информация полезная — можно сравнить свои цены с конкурентами, а также узнать, сколько аналогичных товаров продается в тех магазинах, где ваша продукция еще не присутствует.
Обновлять показатели владельцы сервиса будут еженедельно. При подключении к «Точке роста» пользователи сразу получат ретроспективные данные за четыре прошедших месяца.
Технологии работы с большими данными действительно могут играть существенную роль в построении стратегии и развитии бизнеса, подтверждает руководитель разработки инфраструктуры DevOps Manager Илия Карин. Они помогают выявлять новые потребности рынка и расширять ассортимент продукции в соответствии с запросом покупателей. По словам эксперта, аналитический сервис «Точка роста» является ярким примером применения этих технологий.
В качестве примера Илия Карин приводит статистику таких гигантов как Walmart, Amazon, Target и Starbucks. По его словам, успех экспансии этих компаний на разных рынках стал возможен благодаря использованию аналогичных технологий.
«Данные системы маркировки „Честный знак“ открывают новые аналитические возможности не только для государства, но и для самих участников оборота. Одна из задач системы — развитие и поддержка честного бизнеса России, в том числе за счет предоставления ему дополнительных инструментов повышения собственной эффективности. Фактически сервис позволяет без какой-либо серьезной подготовки проанализировать и оценить, как развивать бизнес, в каких локациях лучше продается ваш товар и ему подобный, исследовать зависимость стоимости продукции от продаж, а также спрогнозировать в цифрах потенциал развития в новых локациях», — сказал «Эксперту» Сергей Холкин, заместитель генерального директора ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).
«Это очень хорошая инициатива, — соглашается зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. — В принципе, она хорошо сочетается и с другими инструментами. Наверное, нужно в перспективе, чтобы были либо интегрированные возможности для работы с данными, либо, наоборот, конкуренция и выбор такого инструмента, который дает наиболее удобную для производителя систему рекомендаций».
Впрочем, оптимизм разделяют не все. Нет уверенности, что этот цифровой сервис будет показывать реальную ситуацию на рынке, полагает Олег Малахов, председатель совета директоров ГК «Праймкей». В пример он приводит обувной сектор, который, несмотря на введенную маркировку, наполнен контрафактной продукцией.
«Среднему бизнесу отслеживание реализации своей продукции по регионам поможет анализировать ситуацию силами отделов продаж для дальнейших маркетинговых кампаний. Малый же бизнес вряд ли сможет в полной мере использовать сервис, так как он останется бесплатным всего несколько месяцев, а в дальнейшем может стать лишь дополнительной финансовой нагрузкой. Хотя, с другой стороны, мы идём по пути увеличения степени цифровизации и больших данных, поэтому сам факт использования такой информации может быть полезен для общей аналитики рынка, вот только для бизнеса он будет эффективным лишь точечно», — заявил «Эксперту» Олег Малахов.