Дальше едешь — дольше грузишь
«Эксперт» познакомился с письмом исполнительного директора Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ; объединяет 37 компаний, на которые приходится порядка 60% всего парка грузовых вагонов в стране) Игоря Санковского, направленным в Минтранс в середине сентября.
В нем СОЖТ жалуется на действующие с конца мая правила перемещения порожних вагонов с припортовых станций в «отстой» — временное размещение в ожидании погрузки. Дальность перемещения порожняка выросла в некоторых случаях до 9 тыс. км, что создает неудобство для операторов и негативно влияет на пропускную способность железных дорог, следует из письма.
Речь идет об изменениях, внесенных в конце мая 2025 г. в «Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте». Ими была отменена предельная дальность эвакуации порожняка из портов. До мая этого года она составляла 1000 км для портов Дальнего Востока и 500 км — для Северо-Запада и Юга.
Следствием отмены этого критерия стал резкий рост дальности перемещения РЖД пустых вагонов, указывает Игорь Санковский. Если в марте — мае 2025 г. большая часть вагонов (59%) перемещалась до 500 км, то в июне — августе на такое расстояние эвакуировалось уже только 33% парка, а отдельно в августе — 11%. Массовыми стали случаи перегона на расстояние свыше 9 тыс. км, подчеркивается в письме в Минтранс. В то же время за март — май не было ни одного случая перемещения на расстояние более 5 тыс. км., следует из анализа СОЖТ. По оценкам объединения, средняя дальность перемещения вагона выросла в 7 раз и составила более чем 3,5 тыс. км.
В каких случаях можно эвакуировать вагоны
РЖД имеет право принудительно вывезти вагон с припортовых путей, если он находится там без оформленных перевозочных документов, говорится в статье 8 «Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте». Госкомпания обязана уведомить владельца вагона о предстоящем перемещении не менее чем за 12 часов. В течение этих 12 часов владелец вагона еще может «предъявить его к перевозке», оформив соответствующий документ (запрос-уведомление).
«Приведенная динамика, а особенно факты перемещения на 9600, 9700 км свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны монополии», — говорится в письме. Кроме того, по мнению СОЖТ, эта практика дискредитирует заявления самой госкомпании. В частности, о том что «сеть не предназначена для перевозок порожних вагонов, по ней должны перевозиться грузы», а «наличие перевозок порожних вагонов снижает пропускные способности железных дорог».
В документе также отмечается, что у операторов вагонов нет открытых данных о наличии на потенциальной станции перемещения свободных или занятых железнодорожных путей, а также понимания, какие из них предназначены для длительного нахождения вагонов, чтобы самостоятельно планировать перемещения подвижного состава. «Особенно настораживает факт роста убытков РЖД, которые будут учитываться при индексации тарифов», — говорится в письме СОЖТ.
Игорь Санковский просит предусмотреть и внести в нормативную базу «защитные механизмы» от действий РЖД. В частности, СОЖТ предлагал обязать РЖД предоставлять доказательства отсутствия мест для отгона пустого вагона на ближайшую подходящую к порту станцию, а также раскрывать данные об общей емкости путей станций для перемещения порожняка и о занятых и свободных емкостях c сохранением архива публикаций не менее трех лет. Также союз хотел бы обязать монополию возмещать убытки от принудительного перемещения вагонов в случае, «если перевозчик отказал в согласовании владельцу вагона запроса-уведомления, поданного до перемещения вагона, по основаниям, не предусмотренным законодательством».
По словам источника «Эксперта» в одной из компаний-операторов, проблема отмены дальности в большей степени затронула самый массовый тип грузового подвижного состава — полувагоны. «Фактически РЖД компенсирует снижение заработков тем, что начинает „гонять порожняк“, доходы от которого в структуре выручки уже занимают 21%», — отметил собеседник.
В ПГК, «Деметра-холдинге», «Атланте», «Модум-трансе», ФГК не ответили на запросы «Эксперта».
Представитель «Трансконтейнера» сказал, что для них ситуация не критична и компания старается регулировать входящие и исходящие потоки фитинговых платформ. «С момента отмены нормы о предельной дальности перемещения „Трансконтейнер“ лишь единожды сталкивался с ситуацией принудительного перемещения собственных порожних вагонов из порта выгрузки на дальние расстояния, при этом фактически в пункте подачи подвижной состав был обеспечен грузовой базой для следующего рейса», — добавил представитель компании.
Как РЖД борется с «лишними» вагонами
С осени прошлого года госкомпания РЖД ведет борьбу с профицитом порожняка для того, чтобы повысить оборачиваемость вагонов. Количество «лишних» грузовых вагонов монополия оценивала в 400 тыс. штук. Всего на сети сегодня эксплуатируется около 1,4 млн единиц грузового подвижного состава, из них 47% (660 тыс.) — полувагоны, сообщили в РЖД. На необходимости отмены предельной дальности эвакуации вагонов РЖД настаивала, чтобы расчистить припортовые станции. Решить проблему со скоплением вагонов на припортовых подъездных путях в начале года просила ассоциация «Русская сталь». Из-за скоплений у металлургов возникли проблемы с вывозом продукции на экспорт, сообщал РБК. Как уточняют источники «Эксперта», сейчас у компаний этой отрасли такой проблемы нет. В «Русской стали» от комментариев отказались.
Вынужденная мера
Эвакуация порожних грузовых вагонов — вынужденная технологическая мера, которая позволяет избежать затаривания припортовых станций, подчеркнул представитель РЖД. При этом монополии, по его словам, не выгодно увозить вагоны на дальнее расстояние, так как тариф покрывает лишь около 60% затрат на организацию перевозки. «Экономический эффект эвакуации порожних вагонов заключается в обеспечении ритмичности перевозок грузов, бесперебойности работы железной дороги и портов», — заявили «Эксперту» в пресс-службе РЖД.
В компании также напомнили, что в результате структурной реформы железнодорожного транспорта (проходит с начала 2000-х годов. — «Эксперт») грузовые вагоны перешли в собственность частных операторов, которые теперь сами управляют загрузкой своего парка.
При этом операторы законодательно не вписаны в технологию организации перевозок, добавил представитель РЖД, хотя именно они заключают договора с грузоотправителями. Решать вопросы планирования, считают в железнодорожной монополии, необходимо «путем заключения безвозмездных договоров об информационном взаимодействии». Таким взаимодействием, согласно данным РЖД, охвачено уже 39% всех грузовых вагонов, 61% всех полувагонов.
В пресс-службе Минтранса заявили «Эксперту», что увеличение средней дальности перемещения порожних вагонов свидетельствует о рациональном распределении парка. В министерстве подчеркнули, что введенная мера позволила за истекший период III квартала 2025 г. снизить (ускорить) оборот вагона на сети РЖД на Северной, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Красноярской, Восточно-Сибирской железных дорогах. Но на сколько именно, не уточнили. По данным ведомства, удалось также увеличить выгрузку на припортовых станциях (с учетом морских и речных портов).
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин отметил, что мотивация РЖД при таких длинных плечах перемещения порожняка не понятна. Под перевозку тоже нужны локомотивы, бригады, пропускные и провозные способности, указал он. Павел Иванкин также обратил внимание, что РЖД сама владеет вагонами в лице своих «дочек» ФГК и «РЖД Бизнес Актив», поэтому может влиять на рынок для продвижения собственных интересов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag