Интервью

Сельскому хозяйству нужны крупные игроки

Изменение структуры экспорта АПК позволит нарастить его объем до $70 млрд к 2030 году

Сельскому хозяйству нужны крупные игроки
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
России предстоит к 2030 г. нарастить сельскохозяйственный экспорт в 1,5 раза относительно уровня 2021-го, до $55 млрд, — такое поручение президент РФ Владимир Путин огласил в своем февральском послании Совету Федерации. Но при сохранении нынешних подходов к организации поставок достичь этого не представляется возможным, поскольку в 2025–2026 гг. экспорт аграрно-промышленного комплекса (АПК) прекратит расти, остановившись около отметки $50 млрд. Если же обеспечить ряд структурных изменений, к 2030 г. вполне реально выйти на объем в $65–70 млрд. Таковы выводы исследования «Амбициозно, но решаемо: как России нарастить экспорт продукции АПК до 70 млрд долл. США» консалтинговой компании «Яков и Партнёры», с которым ознакомился «Эксперт».

Структура роста

Рост экспорта в отечественном АПК наблюдается уже не первый год: Россия занимает 6-е место среди крупнейших мировых поставщиков продовольствия по тоннажу. Однако до сих пор рост этих объемов обеспечивался преимущественно за счет поставки дешевых зерновых культур.

Согласно оценке аналитиков «Яков и Партнёры», в рамках текущего портфеля АПК потенциал прироста экспорта составляет лишь $8–10 млрд. При сохранении существующего продуктового портфеля, ограничении доступа к современным технологиям и сокращении мер поддержки частных инвестиций российские поставки сельхозпродукции на глобальные рынки уже к 2025–2026 гг. выйдут на плато, не добравшись до отметки $50 млрд.

При этом, по подсчетам авторов исследования, российский АПК вполне способен нарастить годовой экспорт продукции на $25–30 млрд, до $65–70 млрд, к 2030 г. Для этого необходимо сконцентрироваться на работе с более премиальными продуктами: животными протеинами, кормовыми основами, маслами на базе сои.

«Чтобы обеспечить дальнейшее наращивание экспорта в денежном выражении, должна быть изменена его структура путем увеличения доли продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Это, в свою очередь, означает изменение структуры севооборота в России в пользу кормовых культур», — отмечает один из соавторов документа, директор «Яков и Партнёры» Алексей Клецко.

Так, по данным исследования, рост экспорта АПК в денежном выражении на $7–8 млрд в год получится за счет увеличения объемов экспорта пшеницы на 25–30 млн тонн. Такую же выгоду обеспечит наращивание поставок трех кормовых основ, в том числе шрота на 10 тонн, ячменя на 5 тонн и кукурузы на 3 тонны.

Еще $5–6 млрд можно выгадать, нарастив на 5–6 млн тонн поставки растительных масел: подсолнечного, соевого и рапсового. Прибавку в $4–5 млрд даст рост экспорта животных протеинов: птицы и свинины (по 1 млн тонн). Оставшиеся $2–3 млрд можно обеспечить, нарастив поставки сухого молока (на 2 млн тонн), муки (на 1 млн тонн), кондитерских изделий и прочих B2C-продуктов.

Отмечается, что прирост экспорта рыбы и морепродуктов в ближайшей перспективе будет ограничен квотами на вылов, а продуктов глубокой переработки и мяса крупного рогатого скота — недостаточной конкурентоспособностью России в данном направлении.

В исследовании перечислены задачи, которые необходимо решить, чтобы обеспечить структурный переход к более премиальным продуктам в структуре экспорта. Одна из них — обеспечение роста валового сбора основных зерновых культур на 50–60 млн тонн за счет прироста площади пашни и повышения урожайности на 15–42%. Еще одна — изменение структуры севооборота в стране в пользу кормовых культур.

Кроме того, требуется обеспечить снижение сквозной себестоимости продукции АПК «от поля до порта назначения». Причем снижать ее нужно до уровня, сравнимого с показателями основных стран-конкурентов и более низкого.

Расширение рынков сбыта

«Самой сложной задачей» авторам представляется снятие административных барьеров для доступа на целевые рынки, то есть борьба с квотами, пошлинами и немотивированными санитарными ограничениями, которые устанавливают регуляторы стран-импортеров.

Ключевыми регионами для развития отечественного сельскохозяйственного экспорта, по мнению аналитиков, должны стать Китай, Ближний Восток и Северная Африка, Юго-Восточная Азия и Индия.

«Рынок стран СНГ уже близок к насыщению продукцией российского АПК, Латинская Америка сама является крупнейшим поставщиком агропродукции на мировой рынок, а экспорт в Северную Америку, Европу и некоторые другие регионы ограничен из-за политических факторов. По этим причинам ключевыми регионами для развития российского сельхозэкспорта следует признать Китай, Ближний Восток и Северную Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и в меньшей степени — Африку южнее Сахары», — говорит директор «Яков и Партнёры» Сергей Павлов.

Он приводит данные, по которым Китай ежегодно импортирует продукцию АПК на сумму более чем $186 млрд, однако на долю России в этом объеме пока приходится всего 3%.

«Это объясняется тем, что Россия экспортирует мало сельхозпродукции, востребованной в Китае, — прежде всего, кормовые основы, животные протеины и молочные продукты», — отмечает Сергей Павлов.

Привлекательность и взаимодействие

Ключом к наращиванию экспортных поставок авторы исследования называют повышение инвестиционной привлекательности АПК. Авторы исследования констатируют: чтобы добиться успеха в международной торговле, необходимо создать «национальных чемпионов» — крупные национальные компании, которые способны консолидировать большие объемы продукции и обеспечивать эффект масштаба в производстве, логистике и маркетинге продукции. Пока же лидеры российского АПК кратно меньше глобальных компаний-лидеров.

«Заслуживает отдельного обсуждения структура „национального чемпиона“: хотя на текущий момент доминирование корпораций в мировой торговле продукцией АПК очевидно, но в мире существуют кооперативы с выручкой в миллиарды долларов США, а в прошлом крупные государственные структуры формата marketing board оказывались весьма успешными в решении задач по развитию экспорта», — говорится в исследовании.

При этом, по оценке аналитиков, создание в российском АПК одного крупного игрока мирового класса своими силами потребует «десятков лет, значимых инвестиций и отсутствующих в необходимом количестве научных ресурсов». В качестве выхода предлагается покупка зарубежной компании или кооперация с поставщиками из дружественных стран.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 14 ноя 08:30
Аграрное хозяйство осваивает беспилотные технологии
Промышленность, 12 ноя 08:45
Как виноделы идут к успеху
Промышленность, 26 сен 16:45
Юристы оценили последствия ужесточения экспорта производственного оборудования из Китая
Промышленность, 23 сен 21:00
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Культура,
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Аналитика,
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр