Интервью

Суверенная терапия

Большую часть рынка лекарственных препаратов заняли российские производители

Суверенная терапия
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Согласно подсчетам аналитической компании RNC Pharma, в январе — июле 2024 г. объем производства лекарственных препаратов (ЛП) в России относительно аналогичного периода 2023 г. вырос на 4,6%, если считать в упаковках, и на 16% — в рублях. В числе наиболее заметных трендов — увеличение производства дженериков. В целом ситуация на российском фармацевтическом рынке характеризуется высокой конкуренцией, и для иностранных компаний шансом закрепиться в России является локализация производства.

Как отмечается в материалах RNC Pharma, за прошедшие семь месяцев 2024 г. основной вклад в рост российского фармацевтического рынка внесли локализованные иностранные производители, которые отгрузили порядка 2,37 млрд упаковок ЛП на 462,5 млрд руб.

В целом компании, производящие препараты на территории нашей страны, можно разделить на три типа: локализованные иностранные производители (на собственных и контрактных площадках, например Gedeon Richter, Novartis и т.д.), российские компании с иностранными собственниками («Акрихин», «Верофарм» и др.) и, наконец, предприятия с российскими владельцами («Фармстандарт», «Биннофарм», «Озон» и т.д.). «Деление это довольно условное, в том числе по причине достаточно запутанной структуры собственности отдельных компаний, а также периодической смены собственников», — признают в RNC Pharma.

Отечественные производители обеспечивали 83,4% натурального (то есть в количестве упаковок) объема производства за семь месяцев этого года, а прирост производства (но не доли на рынке) составил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доля рынка российских производителей с иностранным собственником пережила всплеск в 2021 г., а затем на протяжении 2,5 лет оставалась практически неизменной. В прошлом году они обеспечивали около 7,6% общего объема (в 2022-м — 7,6%), по итогам семи месяцев текущего года несколько меньше — на уровне 7,3%. По сравнению с январем — июлем 2023 г. натуральный объем производства препаратов этих предприятий снизился в среднем на 3,5%.

Самыми же динамичными в январе — июле 2024 г. оказались локализованные в разных форматах иностранные компании, которые нарастили производство на 8,9%. Правда, общая их доля на рынке в натуральном выражении составляет всего 9,3%.

«Значимый спрос на лекарственные препараты стимулирует развитие ассортимента отечественной фармпромышленности и локализацию производства, — говорит директор по маркетингу и рекламе „ПФК Обновление“ (бренд Renewal) Денис Лубов. — Основное направление развития российской фармпромышленности — импортозамещение готовой продукции массового потребления и самообеспечение лекарствами страны. Наблюдается насыщение дженерического рынка современных лекарственных молекул». На дженерики (копии препаратов иностранных компаний) приходится 95–97% рынка в натуральном выражении.

Локализация препаратов действительно позволяет быстро наращивать темпы производства вслед за растущим спросом, уверена и руководитель отдела по внешним коммуникациям компании «AstraZeneca, Россия и Евразия» Ирина Гущина. Она также отмечает ежегодное увеличение потребления в России лекарственных препаратов, в том числе инновационных, способных сохранить качество жизни, работоспособность и активность пациентов.

Важным для рынка трендом Ирина Гущина называет ежегодный рост государственного финансирования здравоохранения, в том числе в части льготного лекарственного обеспечения. Объем поставок лекарственных препаратов в государственном сегменте за шесть месяцев 2024 г. прирос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 24% в денежном выражении и на 10% — в натуральном. По ряду направлений (например, госгарантии по лечению редких заболеваний) Россия реализует одну из наиболее охватных программ лекарственного обеспечения в мире, предоставляя пациентам доступ к новейшим терапевтическим решениям в этой области, считает Ирина Гущина.

В целом, уверена Марина Велданова, профессор бизнес-практики, директор Центра развития здравоохранения, д.м.н. Школы управления Сколково, российский фармацевтический рынок обладает высоким потенциалом роста, несмотря на внешние вызовы.

Государственная поддержка, инновации и цифровизация — вот три кита, на которых будет строиться его успешное развитие в ближайшие годы, указывает эксперт. «Проекты по сотрудничеству с иностранными компаниями, развитие собственных R&D-проектов, партнерство между различными участниками цепочки создания ценности в отрасли помогут открыть новые горизонты и позволят не только замещать ушедшие с рынка лекарства, но и создавать уникальные препараты, отвечающие современным требованиям», — говорит она.

Значимую роль в процессе развития продолжит играть и локализация производства.

«В условиях роста конкуренции за российского потребителя локализация остается хорошим шансом закрепиться и остаться в России, и иностранные компании прекрасно это понимают. Более того, в условиях поставок фармсырья из Индии и Китая в большинстве случаев локализация — единственная возможность для безопасного производства лекарств у нас в стране. Поэтому фармацевтическим компаниям, которые намерены сохранить свое присутствие на нашем рынке, приходится получать отечественную „прописку“», — считает доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Игорь Строганов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 29 мая 10:20
Как производители медикаментов осваивают рынок собственной страны
Промышленность, 25 янв 15:33
Росздравнадзор отчитался о борьбе с контрафактными лекарствами
Промышленность, 18 янв 11:15
РУСАЛу остается надеяться на китайских строителей и автопроизводителей
Промышленность, 16 янв 20:00
Авиакомпании в 2024 году получили плановый объем винтокрылых машин
Свежие материалы
Социальные проекты получили президентские гранты
Самую большую сумму получил фонд «Память поколений»
Дронам ищут место на небе
Авиаторы выступили против предложенных правил движения БПЛА
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%