Как отмечается в материалах RNC Pharma, за прошедшие семь месяцев 2024 г. основной вклад в рост российского фармацевтического рынка внесли локализованные иностранные производители, которые отгрузили порядка 2,37 млрд упаковок ЛП на 462,5 млрд руб.
В целом компании, производящие препараты на территории нашей страны, можно разделить на три типа: локализованные иностранные производители (на собственных и контрактных площадках, например Gedeon Richter, Novartis и т.д.), российские компании с иностранными собственниками («Акрихин», «Верофарм» и др.) и, наконец, предприятия с российскими владельцами («Фармстандарт», «Биннофарм», «Озон» и т.д.). «Деление это довольно условное, в том числе по причине достаточно запутанной структуры собственности отдельных компаний, а также периодической смены собственников», — признают в RNC Pharma.
Отечественные производители обеспечивали 83,4% натурального (то есть в количестве упаковок) объема производства за семь месяцев этого года, а прирост производства (но не доли на рынке) составил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Доля рынка российских производителей с иностранным собственником пережила всплеск в 2021 г., а затем на протяжении 2,5 лет оставалась практически неизменной. В прошлом году они обеспечивали около 7,6% общего объема (в 2022-м — 7,6%), по итогам семи месяцев текущего года несколько меньше — на уровне 7,3%. По сравнению с январем — июлем 2023 г. натуральный объем производства препаратов этих предприятий снизился в среднем на 3,5%.
Самыми же динамичными в январе — июле 2024 г. оказались локализованные в разных форматах иностранные компании, которые нарастили производство на 8,9%. Правда, общая их доля на рынке в натуральном выражении составляет всего 9,3%.
«Значимый спрос на лекарственные препараты стимулирует развитие ассортимента отечественной фармпромышленности и локализацию производства, — говорит директор по маркетингу и рекламе „ПФК Обновление“ (бренд Renewal) Денис Лубов. — Основное направление развития российской фармпромышленности — импортозамещение готовой продукции массового потребления и самообеспечение лекарствами страны. Наблюдается насыщение дженерического рынка современных лекарственных молекул». На дженерики (копии препаратов иностранных компаний) приходится 95–97% рынка в натуральном выражении.
Локализация препаратов действительно позволяет быстро наращивать темпы производства вслед за растущим спросом, уверена и руководитель отдела по внешним коммуникациям компании «AstraZeneca, Россия и Евразия» Ирина Гущина. Она также отмечает ежегодное увеличение потребления в России лекарственных препаратов, в том числе инновационных, способных сохранить качество жизни, работоспособность и активность пациентов.
Важным для рынка трендом Ирина Гущина называет ежегодный рост государственного финансирования здравоохранения, в том числе в части льготного лекарственного обеспечения. Объем поставок лекарственных препаратов в государственном сегменте за шесть месяцев 2024 г. прирос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 24% в денежном выражении и на 10% — в натуральном. По ряду направлений (например, госгарантии по лечению редких заболеваний) Россия реализует одну из наиболее охватных программ лекарственного обеспечения в мире, предоставляя пациентам доступ к новейшим терапевтическим решениям в этой области, считает Ирина Гущина.
В целом, уверена Марина Велданова, профессор бизнес-практики, директор Центра развития здравоохранения, д.м.н. Школы управления Сколково, российский фармацевтический рынок обладает высоким потенциалом роста, несмотря на внешние вызовы.
Государственная поддержка, инновации и цифровизация — вот три кита, на которых будет строиться его успешное развитие в ближайшие годы, указывает эксперт. «Проекты по сотрудничеству с иностранными компаниями, развитие собственных R&D-проектов, партнерство между различными участниками цепочки создания ценности в отрасли помогут открыть новые горизонты и позволят не только замещать ушедшие с рынка лекарства, но и создавать уникальные препараты, отвечающие современным требованиям», — говорит она.
Значимую роль в процессе развития продолжит играть и локализация производства.
«В условиях роста конкуренции за российского потребителя локализация остается хорошим шансом закрепиться и остаться в России, и иностранные компании прекрасно это понимают. Более того, в условиях поставок фармсырья из Индии и Китая в большинстве случаев локализация — единственная возможность для безопасного производства лекарств у нас в стране. Поэтому фармацевтическим компаниям, которые намерены сохранить свое присутствие на нашем рынке, приходится получать отечественную „прописку“», — считает доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Игорь Строганов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag